ЧАСТЬ 1.
II. МЕСТО СТАВРОПОЛЬСКОГО АВИАОТРЯДА В ИСТОРИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ. 1. Хронология событий, связанных с рождением и развитием гражданской авиации. Место Ставропольского авиаотряда в истории ГА. 2. Участие авиаотряда в Великой Отечественной войне. 3. Работа предприятия после ВОВ 4. 83, 386 летные отряды и летная служба СААК 5. Реорганизация Объединенного авиаотряда и создание Акционерной авиакомпании 6. Реорганизация СААК в Ставропольский филиал ФГУАП "Кавминводыавиа". 7. Реорганизация Ставропольског филиала ФГУАП "Кавминводыавиа" в государственное унитарное предприятие "Международный аэропорт Ставрополь".
Хронология событий, связанных с рождением и развитием гражданской авиации. Место Ставропольского авиаотряда в истории ГА.
15 апреля 1934г. в Пятигорске Орджоникидзевского края (ныне Ставропольского) был официально зарегистрирован 220 авиаотряд Азово – Черноморского управления ГВФ. (Приказ №1от 15.04.1934 и Приказа №4 от 03.05.1934). Эта дата стала историческим днем рождения Ставропольского объединенного авиаотряда. Созданию отряда предшествовала далекая история, которая берет свое начало задолго до 9 февраля 1923 года, то есть до даты, когда Постановлением Совета Труда и Обороны официально было объявлено о создании Гражданской Авиации Страны. После этой даты был еще ряд правительственных Постановлений по организации и совершенствованию ГВФ. 9 февраля 1923 было продолжением истории развития гражданской авиации в России. Этой дате предшествовала целая цепочка событий, а именно:
20 декабря. Создана Всероссийская коллегия по управлению воздушным флотом Республики.
1918 год
24 марта.
Для проведения научных исследований по улучшению качества
самолетов и двигателей на Центральном аэродроме в Москве
организована "Летучая лаборатория" 24 мая. Образовано Главное управление Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота Республики (Главвоздухфлот). Всероссийская коллегия по управлению воздушным флотом Республики упразднена.
1 декабря. Создан Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), руководителем которого назначен профессор Н.Е.Жуковский. 1919 год
Апрель.
Советские летчики выполнили первые международные полеты для
связи Советской России с Венгерской Советской Республикой.
13 сентября.
Открыт
Московский авиационный техникум. В 1920 году он реорганизован в
Институт инженеров Красного Воздушного флота, а в 1922 году - в
Академию воздушного флота имени Н.Е.Жуковского.
16 июля.
Подписано
постановление Совета Труда и Обороны, в котором излагалась
программа подъема авиационной промышленности. 28 сентября. В Петроградском институте инженеров путей сообщения открыт факультет воздушных сообщений для подготовки инженеров гражданской авиации.
17 января.
Подписан декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР "О воздушных
передвижениях".
26 января.
Подписано постановление Совета Труда и Обороны о создании
правительственной комиссии для разработки десятилетней
"программы - максимум" развития авиации.
28 февраля.
Между РСФСР и
Афганистаном заключен договор о дружбе, в котором, в частности,
предусматривалось оказание Афганистану помощи в создании авиации
и подготовке летно-технических кадров.
Сентябрь.
Подписано постановление Совнаркома об организации воздушного
сообщения между Советской Республикой и Германией. Ноябрь. Образовано смешанное "Русско-германское общество воздушных сообщений" (Дерулюфт).
Март.
Испытан первый
тяжелый советский самолет "КОМТА".
1 мая.
Открыта первая международная регулярная воздушная линия Москва -
Кенигсберг между Советской Республикой и Германией. В мае 1926
года авиалиния продлена до Берлина.
Май.
Проведены летные испытания первого самолета конструкции
А.Н.Туполева -
АНТ-1.
8 июля.
На Московском
(Ходынском) аэродроме проведены первые опытные полеты по
опрыскиванию с самолетов растений ядохимикатами для уничтожения
вредителей и болезней растений.
Июль-сентябрь.
В связи с открытием в Нижнем Новгороде Всероссийской ярмарки
организованы эпизодические полеты самолетов по маршруту Москва
-Нижний Новгород. Лето. Впервые в стране выполнено обследование лесных массивов с самолета для их противопожарной охраны; проведена аэрофотосъемка дна Каспийского моря в целях разведки
нефтеносных
участков. 1 декабря. При Главном управлении воздушного флота создана Инспекция гражданского воздушного флота, в задачи которой входили разработка мероприятий по развитию гражданской авиации в стране и технический надзор за ее деятельностью.
9 февраля. Принято постановление Совета Труда и Обороны "О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации". 9 февраля 1923 года - официальная дата рождения гражданской авиации.
После 9 февраля
1923 года в гражданской авиации происходили исторические
события, на которые трудно не обратить внимание:
1 марта.
Началась
Всесоюзная "Неделя воздушного флота", в ходе которой был
организован добровольный сбор взносов на постройку самолетов.
8 марта.
Создана
массовая общественная организация "Общество друзей воздушного
флота" (ОДВФ). В состав президиума совета ОДВФ вошли
П.И.Баранов, Ф.Э.Дзержинский, А.А.Знаменский, А.В.Луначарский,
М.В.Фрунзе и другие видные государственные деятели.
17 марта.
Создано Российское общество Добровольного воздушного флота -
"Добролет".
10 мая.
Создано
Закавказское общество воздушных сообщений "Закавиа".
год. 1 июня.
Создано Украинское общество воздушных сообщений "Укрвоздухпуть".
Май-июнь.
Закончены испытания двухместного учебно-тренировочного самолета
"Конек-Горбунок" конструкции В.Н.Хиони. Самолет применялся и для
проведения авиахимработ в сельском хозяйстве.
15 июля.
Открыта первая в СССР регулярная воздушная линия Москва - Нижний
Новгород.
19 октября.
Совет Труда и Обороны утвердил ориентировочный трехлетний план
(1924 - 1926гг.) развития воздушных линий в стране, положивший
начало плановому строительству и эксплуатации воздушных трасс.
28 октября.
Совет Труда и
Обороны принял постановление "Об отводе земельных участков для
устройства аэродромов и посадочных площадок". Декабрь. Закончились испытания первого отечественного пассажирского самолета АК-1 онструкции инженеров ЦАГИ В.Л.Александрова, В.В.Калинина и А.М.Черемухина. Этот четырехместный самолет эксплуатировался на авиалинии Москва - Казань.
1924 год.
11 января.
Совет Труда и Обороны принял постановление "О порядке
производства полетов с агитационными целями".
Март.
При правлении общества "Добролет" создан отдел аэрофотосъемки.
25 мая.
На Украине открыты первые воздушные линии: Харьков - Полтава -
Киев, Харьков - Одесса.
26 мая.
Начались
первые испытания первого советского цельнометаллического
самолета
АНТ-2 конструкции А.Н.Туполева.
21 августа.
Пилот Б.Г.Чухновский на самолете "Ю-20", доставленном на
пароходе к полярной станции Маточкин Шар, впервые в мире
произвел разведку льдов в районе Новой Земли, Баренцева и
Карского морей. Декабрь. Ленинградский завод "Большевик" выпустил первый серийный отечественный авиадвигатель М-5.
13 марта.
ОДВФ
объединилось с организованным в 1924 году оборонным обществом
Доброхим в Общество друзей авиахимической обороны и
промышленности СССР (Авиахим).
20 апреля.
Закончены испытания трехместного пассажирского самолета К-1
конструкции К.А.Калинина.
10 июня - 13 июля.
Осуществлен групповой перелет самолетов советских конструкторов
(АК-1, Р-1, Р-2) по маршруту Москва - Улан-Батор - Пекин.
Самолеты пилотировали летчики М.А.Волковойнов, М.М.Громов,
А.И.Екатов, Н.И.Найденов, И.К.Поляков, А.И.Томашевский. Два
самолета Р-1, пилотируемые М.А.Волковойновым и М.М.Громовым,
продолжили перелет до Токио.
4 августа - 27
сентября.
Пилоты Б.Г.Чухновсий и О.А.Кальвица совершили перелет из
Ленинграда на Новую Землю с посадками в Петрозаводске и
Архангельске. 20 августа. Поступил на летные испытания цельнометаллический двухместный самолет АНТ-3 конструкции А.Н.Туполева.
На Северном Кавказе начала работу авиация спецприменения, работа которой была направлена в основном на уничтожение азиатской саранчи в плавнях Дона, Кубани, Кумы и на территориях нынешнего Ставропольского края.
Июль.
Пилот М.Х.Межерауп
совершил перелет по маршруту Москва - Анкара, а Я.Н.Моисеев -
Москва - Тегеран - Москва.
31 августа - 2
сентября.
Летчик М.М.Громов на самолете АНТ-3 успешно выполнил полет по
маршруту Москва -Берлин - Париж - Рим - Вена - Прага - Варшава -
Москва. Ноябрь. Конструктор А.Д.Швецов создал авиадвигатель М-11 воздушного охлаждения, который более 30 лет выпускался серийно и эксплуатировался на многих типах самолетов.
Январь.
Построен многоцелевой самолет У-2 конструкции Н.Н.Поликарпова (в
1944 году в честь конструктора переименован в По-2). Самолет
эксплуатировался в гражданской авиации более 30 лет.
23 января.
Образован
Осоавиахим в результате объединения Авиахима и ОСО - общества
содействия обороне СССР.
20 августа
- 1 сентября.
Летчик С.А.Шестаков с бортмехаником Д.В.Фуфаевым на самолете
АНТ-3 совершил полет по маршруту Москва - Токио -
Москва.
1928 год. Октябрь. На международной авиационной выставке в Берлине впервые представлены самолеты СССР АНТ-3, У-2, К-4, две авиетки и одни аэросани.
8 мая. Самолеты впервые применены для авиационно-химической борьбы с вредителями лесов Сибири
Май.
Прошел летные
испытания первый советский многоместный пассажирский самолет
АНТ-9 конструкции А.Н.Туполева.
Июнь.
Закончены испытания самолета-амфибии Ш-2 конструкции
В.Б.Шаврова.
10 июля.
Постановлением
ЦИК СССР введен единый флаг для гражданского воздушного флота
СССР.
23 августа - 2
ноября.
Экипаж летчика
С.А.Шестакова на самолете АНТ-4 "Страна Советов" выполнил
перелет по маршруту Москва -Нью-Йорк. декабрь. В составе Народного комиссариата по военным и морским делам образована Главная инспекция гражданского воздушного флота СССР. Совет по гражданской авиации был упразднен 23 февраля 1930 года в соответствии с постановлением ЦИК и СНК СССР.
Июль.
Создан Ленинградский институт инженеров ГВФ - первое высшее
учебное заведение гражданской авиации.
Август.
Конструктором и летчиком А.М.Черемухиным создан и испытан первый
советский одноместный одновинтовой двухмоторный вертолет
"ЦАГИ-I-ЭА".
4 октября.
Создан
Научно-исследовательский институт гражданского воздушного флота
(НИИ ГВФ).
Октябрь.
Построен
первый в мире советский реактивный двигатель ОР-1 конструкции
Ф.А.Цандера. 29 октября. Образовано Всесоюзное объединение гражданского воздушного флота при Совете Труда и Обороны (ВО ГВФ). Общество "Добролет" и Главная инспекция упразднены. В систему ВО ГВФ вошел "Дирижаблестрой".
25 января.
IX съезд ВЛКСМ
принял решение о шефстве комсомола над воздушным флотом СССР.
19 февраля.
Состоялась Первая Всесоюзная конференция работников ГВФ.
15 мая.
В Москве открыты Высшие академические курсы гражданской авиации
(АвиаВАК).
Май.
Вышел первый номер журнала "Гражданская авиация".
4 июня.
Выполнен первый регулярный рейс по авиалинии Москва - Харьков
для доставки матриц газеты "Правда".
Июнь.
Создан специальный авиационный отряд для доставки матриц газеты
"Правда" из Москвы в Ленинсград, Харьков, Одессу,
Ростов-на-Дону, Казань, Баку, Тифлис, Свердловск и другие
города.
14 августа.
Совершен
первый полет с 36 пассажирами на пятимоторном самолете
АНТ-14 "Правда".
Август.
Начато серийное производство самолета К-5 конструкции
К.А.Калинина, выпускавшегося в пассажирском и санитарном
вариантах.
3 октября.
Постановлением СТО образован Всесоюзный трест "Граждавиастрой",
на базе которого в 1934 году было создано Управление
капитального строительства ГВФ.
11 октября.
Совершил испытательный полет первый самолет из нержавеющей стали
"Сталь-2".
6 ноября.
В Москве на Центральном аэродроме им. М.В.Фрунзе открыт первый в
Советском Союзе аэровокзал. Ноябрь - декабрь. Гражданская авиация получила новые моторы отечественного производства М-15 и М-34 водяного охлаждения конструкции А.А.Микулина.
25 февраля.
ВО ГВФ при
Совете Труда и Обороны преобразовано в Главное управление
гражданского воздушного флота (ГУ ГВФ) при Совете Народных
Комиссаров СССР. Первым начальником ГУ ГВФ назначен
А.З.Гольцман.
26 марта.
Гражданскому воздушному флоту СССР присвоено сокращенное
наименование "Аэрофлот".
1 апреля.
Введены форменная одежда и знаки различия для работников ГВФ.
27 апреля.
Президиум ЦИК СССР утвердил первый Воздушный Кодекс СССР.
26 июля.
Введен в действие "Дисциплинарный устав гражданского воздушного
флота СССР".
21 ноября.
Сельскохозяйственная авиация из ведения Наркомзема СССР передана
ГУ ГВФ. 17 декабря. Организовано Главное управление Северного морского пути при СНК СССР (начальник О.Ю.Шмидт). В состав Главсевморпути вошло Управление полярной авиации, возглавляемое М.И.Шевелевым.
17 марта.
Сформирована при ГУ ГВФ особая агит эскадрилья имени Максима
Горького для обслуживания важнейших политических и хозяйственных
компаний и популяризации гражданского воздушного флота.
Июль.
Принято решение об организации в гражданском воздушном флоте
политических отделов. Тогда же образовано Политическое
управление гражданского воздушного флота (начальник
Н.С.Березин). 25 августа. Создан Киевский институт инженеров ГВФ.
10 октября. В У-О зерносовхозе №2 впервые в гражданской авиации на горе Верблюд (район Минеральных вод) проведена борьба с огнем с воздуха. С самолета устанавливалась заградительная полоса из серной кислоты ОЛЕНИУМ в смеси с хлорсульфатами. Выделяемый в результате химической реакции из серной кислоты дым являлся основным веществом, нейтрализующим огонь.
Создается краевой Комитет Содействия Гражданской Авиации при Краевом Исполнительном Комитете, под председательством Ларина Т.Т., в состав которого вошли: Каширин, Иваницкий, Примаков, Рябоконь, Фише, Соколова и др. Всего 17 человек. Одной из задач Комитета было организация в Ростове краевого аэроклуба с филиалами в городах юга России., а также оборудование аэродромов в этом регионе.
10 января. В Постановлении Президиума Верховного Центра Исполнительного Комитета значилось необходимость разделить территорию существующего Северо – Кавказского края на Азово – Черноморский с центром в городе Ростове и Северо- Кавказский с центром в г. Пятигорске. Позже из Пятигорска центр будет перенесен в г. Георгиевск.
Февраль.
Экипажи ГВФ приняли активное участие в спасении челюскинцев.
16 апреля.
ЦИК СССР установил высшую степень отличия за заслуги перед
государством, связанные с совершением героического подвига,
почетное звание - Герой Советского Союза. Первым (20 апреля) это
звание присвоено авиаторам за спасение челюскинцев:
А.В.Ляпидевскому, С.А.Леваневскому, В.С.Молокову, Н.П.Каманину,
М.Т.Слепневу, М.В.Водопьянову, И.В.Доронину. IV пленум ВЦСПС принял решение о создании профессионального союза авиационных работников (председатель ЦК - П.А.Дурницын)
19 мая. Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление о реорганизации органов управления гражданского воздушного флота, согласно которому создано 12 территориальных управлений ГВФ, среди которых было создано Северо – Кавказское Территориальное Управление ГВФ с Центром в Ростове на Дону. В состав вновь созданного Управления вошел и 220 Пятигорский авиаотряд. Азово – Черноморское Управление ГВФ приказом от22.05.1934 года за номером 608 было ликвидировано.
В мае месяце для обслуживания авиации в аэропортах городов Орджоникидзе, Пятигорск, Грозный, Минеральные Воды организуется аэрометеорологическая станция
1935 год. Решением Президиума Северо – Кавказского крайисполкома капитальные вложения по гражданскому воздушному флоту составили 53 тысячи рублей , из которых 20 тысяч рублей предназначались для постройки ангара и расширения инфраструктуры аэродрома в г. Пятигорск.
26 мая. Постановлением ВЦИК РСФСР Краевой центр был перенесен в г. Ворошиловск (ныне Ставрополь). Вместе с переносом краевого центра 220 авиаотряд перебазировался так же в Ворошиловск и расположился на открытой площадке к востоку от железнодорожной станции ( Сейчас на этом месте стоит завод «Электроавтоматика»).
1938 год. Была открыта первая пассажирская воздушная линия Ставрополь - Пятигорск
1939 год. Ставропольский Авиаотряд меняет свое место дислокации и располагается на юго – восточной окраине города ( Район Туапсинки. Сейчас на этом месте тубдиспансер, жилой массив, воинская часть десантников). Штаб, агентство, гостиница, клуб и бухгалтерия находились в городе по ул. Голенева, 30. На аэродроме помещения состояли из нескольких самолетных ящиков и единственного глинобитного одноэтажного здания под черепичной крышей. В нем размещались кабинет командира отряда, штурманская и летная комнаты, радиоаппаратная и авиаметеорологическая служба (АМСГ). Грунтовая полоса имела длину 2000 м. Из средств навигации и захода на посадку имелась одна отдельно стоящая не в створе ВПП приводная радиостанция.
На эксплуатации в 220 отряде в период до 1940 года было 30 единиц летательных аппаратов: самолеты Як-6 (АИР – 6), Сталь – 2 и Сталь – 3, У-2.
Начались регулярные полеты по трассам из Ставрополя в Кизляр, Прикумск (Буденновск), Черкесск.
2200 летный отряд победитель в соцсоревновании по Аэрофлоту. За выполнение плана, безаварийную работу ему было присуждено первое место среди отрядов спецприменения с награждением переходящим красным знаменем ГУ ГВФ. В это время командиром 220го отряда был Величко.
Первая половина сороковых годов прошлого столетия стали пробелом в развитии гражданской авиации. Шла война, которая в одночасье превратила мирные авиаперевозки в выполнение боевых задач на фронтах Великой отечественной войны.
1941 – 1945 г.г. Участие авиаотряда в Великой Отечественной войне. С первых дней Великой Отечественной войны весь личный состав и парк самолетов Ставропольского авиаотряда были мобилизованы на фронт. Гражданские летчики и инженерно –технический состав стали боевыми единицами Военно – воздушных сил Советской армии. Военно-воздушные силы нашей страны с честью выполнили свой долг перед Родиной. Советские летчики проявляли массовый героизм. Особенно трудными оказались первые дни войны, когда был нанесен большой урон нашей авиации на аэродромах. Врагу удалось завоевать господство в воздухе. Однако ему не удалось достичь главной цели — сломить высокий моральный дух советских летчиков, их непоколебимую стойкость, стремление выполнить боевую задачу любой ценой. Летчики нашего авиаотряда в Великой Отечественной войне проявили себя, как герои, хотя, по их мнению, труд во время войны был скромным. Гитлеровцы называли По-2 ночным фельдфебелем. Эти самолеты постоянно висели над окопами и некуда было от них деться (признания пленных). Во время войны выполнялись особые задачи: o Полеты на разведку фронтовой обстановки и погоды, o Полеты для управления и связи, o Полеты к партизанам для доставки боеприпасов, продовольствия, вывоза раненых. o Полеты для обеспечения деятельности фронтовой авиации ВВС, в которых подбирались площадки и ВПП, o Ночные полеты в фронтовую зону для бомбометания, o Полеты по особым заданиям Командования и Правительства o Полеты по санзаданиям для доставки медикаментов, консервированной крови, мед персонала и другого.
Самолеты подвергались обстрелам из всех видов оружия противника. Пилоты бесстрашно сажали самолеты У-2 в горах Кавказа и Крыма на крохотные площадки, длинною чуть больше 100метров.
Фашистские армии стремительно продвигались на восток. В августе 1942 года немецкие войска рвались к нефтяным месторождениям на Кавказе. Они усиленно расчищали себе дорогу в Закавказье. Командованием было принято решение исправные самолеты перебазировать на Восток, а неисправные сжечь. Неисправные самолеты сожгли в Пятигорске. Технический состав и авиаимущество отправили в Баку по железной дороге. В боях наши летчики проявляли чудеса мужества и стойкости. Наряду с применением оружия, успешно применялись и таранные удары по вражеским самолетам, стремясь любыми средствами предотвратить удары фашистской авиации по нашим войскам и объектам тыла. Всего в ходе Великой Отечественной войны летчики-истребители применили воздушный таран в бою 598 раз, штурмовики — 19 раз и бомбардировшики — 18 раз. Таранные удары наносились также по наземным объектам. Их еще называли огненными таранами. Обычно к ним прибегали экипажи в тех случаях, когда их самолеты были подбиты и дальнейший полет оказывался невозможным. Одним из первых летчиков, совершивших таранный удар по скоплениям фашистской техники, явился капитан Николай Гастелло со своим экипажем бомбардировщика. Его именем названа одна из улиц в городе Ставрополь. История свидетельствует и о таком подвиге, когда летчик А.П. Маресьев летал с протезами на обеих ногах, вел воздушные бои и одерживал в них блестящие победы. Только за два дня в боях на Курской дуге он сбил пять фашистских самолетов и был удостоен звания Героя Советского Союза. Подвиг летчиков — это не только показатель высоких морально-психологических качеств, а стремление уничтожить врага в любых условиях. За высокое боевое мастерство, проявленное при выполнении боевых заданий по разгрому немецко-фашистских захватчиков более 60 процентов авиационных частей и соединений были награждены орденами СССР, 228 авиационных соединений, частей и подразделений фронтовой и дальней авиации преобразованы в гвардейские, 708 получили почетные наименования. 319 раз в приказах Верховного Главнокомандующего отмечались наиболее отличившиеся в боях авиационные соединения и части.
Правительство и Комитет Обороны высоко оценил героический труд ставропольских летчиков во времена ВОВ: · Героем Советского Союза и Героем Народной республики Югославия стал наш летчик Калинкин Борис Тихонович. Эт высокое звание ему присуждено за мужество и отвагу при вывозе из окружения Верховного штаба Народно – Освободительной армии Югославии во главе с маршалом Иосифом Броз Тито. · Осенью 1942 года У-2 Калинкина Б.Т. ежедневно выполнял по 8- 10 боевых вылетов на перевалы Кавказа, доставляя защитникам боеприпасы, продовольствие, а для вьючных животных тюки сена, забирая раненых бойцов и командиров. · За 4 месяца напряженной работы в сложных условиях горной местности летчики его полка доставили войскам, защищавшим Кавказ3265 тон различных военных грузов, вывезли 3905 раненых. А в октябре его однополчане лейтенанты Булгаков В.И. и Бычков В.Г., подвесив к самолету У-2 по 4 бомбы по 50 кг., вылетели на разведку и охоту к ЖД перегону Георгиевск – Солдатское. Удачно отбомбившись, неожиданно попали под шквал зенитного огня. В зареве пожара они заметили темные силуэты мессершмитов.На командном пункте доложили командованию о местонахождении вражеского аэродрома. На рассвете 2 октября 7 звеньев из 21 самолета ролностью разгромили аэродром и уничтожили 24 истребителя («Ставропольская Правда» от 19.01.73. Автор Тарасенко Е.) · Пилот Клопкова Яковлева, воевавшая в 46 Гвардейском Таманском полку в составе 4 Воздушной армии награждена многими орденами и медалями Она совершила 648 боевых вылетов (прим. автора: книга «Четвертая воздушная» К.А. Вершинин., стр. 319). После войны она летала в СОАО на самолете ПО-2, работала диспетчером. Муж ее Яковлев Алексей Гаврилович СОАО работал авиатехником по спец. Оборудованию самолетов. Стаж авиатора 40 лет. Боевой путь авиатора: Ростов, Грозный, Сталинград, Крым, Одесса, Румыния, Болгария, Югославия, Венгрия, Австрия. Награжден во время войны «За оборону Кавказа», «За боевые заслуги», а после войны орденами «Октябрьской Революции», «Знак Почета» и Ленинской юбилейной медалью. Ее заслуги в работе отмечены знаком «Отличник Аэрофлота». · Командир эскадрильи Ил-2 Попов И.Н, которого фашисты называли «Черная смерть», наводил на них страх под Киевом, Варшавой, Познанью и Берлином. Два самолета Ме - 109 и Фр – 190 нашли свою смерть под точным огнем советского асса. · Остапов Анатолий Александрович громил врага на пикирующем бомбардировщике Пе- 2, совершив 128 боевых вылета был штурманом дивизии авиации дальнего действия. Громил врага под Ленинградом и в Прибалтике(«Ставропольская Правда» от 21.06.1980 г.) · Наш техник Шатерников А.П. защищал страну на Малой Земле в 83 морской бригаде. · Авиатехник Ил -2 Анисимов Т.И. воевал на Курской Дуге, Харькове, Чехословакии, Австрии, Румынии, Югоставии, Болгарии, Венгрии. Стаж работы в СОАО с 1939 года, бригадир отдела Главного механика АТБ. · Старший инженер Облогин Г.Л. удостоен двумя орденами Красной Звезды и Отечественной Войны, а так же 17 медалями. · Подполковник Рындин В.И. награжден боевыми орденами и медалями. Летал к белорусским партизанам. Воспитал трех сыновей, двое из которых работали в предприятии. Олег был командиром АЭ. Валентин командиром Як-40 и Ан -24. · Чеботарев Г.Е. был техником санитарного По-2, на котором вывезли тысячи раненых бойцов и командиров. · Дежников Юрий Васильевич участник ВОВ с 15 лет. Имеет так же правительственные награды за разминирование Ставрополя, Сталинграда и районов Северного Кавказа. Он заслуженный ветеран нашего авиапредприятия. · В памяти работников ставропольского ОАО наш пилот Черемисов Александр Захарович. Это он повел звено самолетов Тб – 3 в район Ялты и ценою своей жизни уничтожил флотилию немецких торпедных катеров летом 1942 года. Его жена работала в нашем предприятии секретарем – машинисткой, начальником смены ОП до заслуженной пенсии, а их сын трудился много лет в нашей авиационно – технической базе.
ПОЛНЫЙ СПИСОК РАБОТНИКОВ СОАО - УЧАСТНИКОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941- 1945 г.г.
21 января 1943 года советские войска освободили от немцев краевой центр, что дало возможность Азербайджанскому Управлению ГВФ расположить в Ставрополе звено из пяти самолетов У-2, одного ПР-5 и двух Р-5. В конце 1946 года 15 самолетов прибыли с фронтов. Много приходилось начинать с нуля, но это было безудержное стремление сохранить и возродить гражданскую авиацию в России.
Работа предприятия после Великой Отечественной войны.
Ставропольское предприятие принимает активное участие в восстановлении, разрушенного войной, народного хозяйства, занимается перевозкой пассажиров, грузов, почты. К 1947 году в парке Ставропольского предприятия эксплуатируются самолеты По-2, Р-5, Щ-2 (ПС7 грузовой 2х моторный) Одним из приоритетных направлений в ГВФ на Юге страны было применение авиации в сельском хозяйстве. Самолеты Ставропольского авиаотряда интенсивно опыляют посевы, плотно работают с геологами по разведке нефти и газа, в горах Кавказа ищут медь. Нередко трудовые будни по сложности заданий напоминали фронтовые задачи. Героический их труд увенчался успехом: в районе г. Орджоникидзе был создан горно – обогатительный комбинат, выпускающий и в наши дни металлопродукцию боле 65% таблицы Менделеева, а его аэродром Беслан стал основным авиаперевозчиком грузов на Урал и позволял Аэрофлоту тренировать экипажи к перевозке пассажиров. А у подножия горы Бештау выросло первое в стране предприятие по добыче и обогащению урановых руд. На его площадях вырос Соц. город, а после закрытия предприятия город Лермонтов. Наши экипажи доставляли оборудование, горных инженеров и ученых Курчатова в Пятигорск, аэродром которого удачно расположен на границе города Лермонтова.
Хронология событий послевоенного и современного периодов, связанных с работой Ставропольского авиаотряда. Место авиаотряда в истории гражданской авиации страны.
1950 год. Суровая зима с обильными снегопадами и штормовым ветром при температуре более 35 градусов застала врасплох бригады чабанов и отары овец на Черных землях. Начался массовый падеж животных, который соизмерялся тысячами голов. Государственная комиссия по борьбе со стихией 6 января по 13 марта задействовала весь личный состав авиаотряда для спасения животных и ликвидации чрезвычайной ситуации. Техники летчики круглосуточно окапывали кошары, производили доставку сена в районы бедствия, которое сбрасывали с летящего самолета, доставляли корма, теплую одежду чабанам, спасали больных людей и животных. Подвиг ставропольских летчиков на Черных землях вошел в историю края, получил большую благодарность и большое признание их труда и летного мастерства.
1951 год. 5 августа .Для обработки хлопковых полей дифалиантами с воздуха Ставропольский авиаотряд направил в Среднюю Азию 10 экипажей самолетов По-2. Был тщательный отбор кандидатов, вбирали лучших. Расстояние 3500 км. Летели на перегруженных самолетах со скоростью 100 км./час. Жара, комары, мошкара, пендинка, отказ хозяйств работать с самолетами и другие неприятности не сломили наших мужественных авиаторов. Они с честью вынесли все невзгоды и успешно выполнили свой долг перед хлопкоробами Узбекистана. Закончилась экспедиция осенью. Возвратились самолеты в Ставрополь 10 октября. Работы выполнены без замечаний и происшествий
1952 год. В Северо - Кавказском Управлении ГВФ официально зарегистрирован 83 летный отряд, который стал структурным подразделением Ставропольского ОАО
Август-октябрь. Проведены испытания транспортного самолета Ил-14 конструкции С.В.Ильюшина. В 1954 году Ил-14 вышел на авиалинии.
1953 год. Повторное участие экипажей Ставропольского авиапредприятия в спасении животных и ликвидации последствий суровой зимы на Черных Землях. За своевременную помощь экипажи удостоены Почетными грамотами и др. видами поощрений.
1954 год. В Ставропольский авиаотряд начали поступать самолеты Ан-2.
Май.
Главное управление гражданского воздушного флота подчинено Совету
Министров СССР.
1955 год. В Ставропольском предприятии находятся на эксплуатации самолеты По-2, Ан-2 и вертолеты Ми-4. Экипажи воздушных судов выполняют работы на АХР, проводят аэрофотосъемку, выполняют почтово – пассажирские авиаперевозки по маршрутам из Ставрополя в: Пятигорск, Черкесск, Клухори (Карачаевск), Тахта, Башанта (Городовиковск), Молотовское (Красногвардейское), Дивное, Степной (Элиста), Благодарное, Прикумск (Буденновск), Александровское, Воронцово – Дашковское (Зеленокумск), Курская.
17 июня.
Совершил первый полет пассажирский реактивный самолет Ту-104
конструкции А.Н.Туполева.
1956 год. В Ставропольский авиаотряд поступают на эксплуатацию воздушные суда: Як-12, Ми-1, МИ-4, Ка-15, Ка-18, Л-60 (Бригадир, созданный в Чехословакии). В этот год самолеты Ан-2 и вертолеты Ми-1 выполняют очень большой объем аэрофотосъемки по программам Северо – Кавказского Управления ГВФ. Оказывается большая помощь в изыскательских работах геофизикам, нефтяникам и газовикам В возникшем и выросшем в сложной климатической зоне прикаспийских степей Нефтекумске прописываются на длительный срок вертолеты и экипажи вертолетов, которые много лет безаварийно обслуживают в этом районе различные отрасли народного хозяйства.
1956 год. В этом году было принято решение о передаче аэродрома Министерства обороны СССР, расположенного неподалеку от с. Шпаковское, для совместного базирования со Ставропольским авиаотрядом ГВФ. Этот год стал годом рождения аэропорта Шпаковское. Аэродром был оборудован искусственной взлетно – посадочной полосой, длинною 1550 м. и средствами навигации для захода на посадку по ОСП с обеими курсами 250 и 70 градусов. Однако быстрого перебазирования с грунтового аэропорта на Туапсинке в аэропорт Шпаковское произошло не сразу. Этот процесс длился до 1963 года, т.е. почти семь лет.
1957 год.
Июнь.
Совершил первый полет вертолет Ми-6 конструкции М.Л.Миля.
1959 год.
Январь.
Создана постоянно работающая группа по воздушному транспорту
Постоянной комиссии СЭВ по транспорту.
1960 год. В Ставропольское предприятие стали поступать вертолеты Ка-15, Ка-18, УКа-15, Ми-1.
Полярная авиация Главсевморпути Министерства морского флота СССР передана в ведение Главного управления гражданского воздушного флота.
1961 год. Начались тренировки экипажей для полетов в СМУ (сложных метеоусловиях). Выездная группа аэродромной и диспетчерской служб принимали и выпускали тяжелые самолеты.
1962 год. На ГВПП старого аэродрома Ставрополь выполнен технический рейс на самолет Ту- 124, после чего аэродром был признан непригодным для полетов современных летательных аппаратов.
1 января.
Введен в действие новый Воздушный кодекс Союза ССР, утвержденный
Указом Президиума Верховного Совета СССР 26 декабря 1961 года.
1963 год. Отряд полностью перебазировался на новый аэродром и стал принимать самолеты: Ту-124, Ил-18, Ил-14, Ли-2. Матрицу газеты «Правда» доставлял самолет Ил-14 при любой погоде. В этом же году авиаотряд передал 6 вертолетов Ми-1 вместе с инженерно – техническими работниками в г. Нальчик.
В связи с 40-летием со дня основания и за достижения в освоении авиационной техники и обслуживании народного хозяйства страны гражданский воздушный флот СССР награжден орденом Ленина.
1964 год.
27 июля.
Указом Президиума Верховного Совета СССР на базе Главного
управления гражданского воздушного флота при Совете Министров
СССР образовано общесоюзное Министерство гражданской авиации
СССР.
1965 год. На побережье Черного моря открылся аэропорт Лазаревское. Для выполнения полетов из этого аэропорта было направлено звено ставропольских летных экипажей во главе с КЗ (командиром звена) Капраловым С.С.
Май.
Секретариат ЦК ВЛКСМ и коллегия МГА приняли решение "О клубах
юных летчиков при подразделениях гражданской авиации".
1966 год.
20 января.
Конструкторское бюро Н.И.Камова завершило создание многоцелевого
вертолета Ка-26
1968 год. 31 декабря. Совершен первый полет на сверхзвуковом пассажирском воздушном лайнере Ту-144, созданным конструкторским бюро А.Н.Туполева.
1969 год. Август. Ставропольский ОАО, не без участия члена ЦК КПСС и министра экономики А.Н. Косыгина, получает новые пассажирские самолеты Ан-24. Первый самолет с бортовым номером 24324 перегнали из Киева (Святошино). По госплану завода самолеты поступают в Ставрополь до 1975 года в следующей очередности: 46327, 46363, 46380, 47811, 47691, 46516, 46495.
1970 год. КВС Ми-1 Веревкин А.И. с экипажем включен в состав сводного отряда для работы в Болгарии.
В Ставропольское предприятие стали поступать вертолеты Ка -26. Первый вертолет с бортовым номером 1275 был получен в сентябре 1970 года.
14 ноября. Советский Союз вступил в члены Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Председателем Комиссии СССР по делам ИКАО назначен министр гражданской авиации СССР Б.П.Бугаев.
1971 год. КВС вертолета Дубянский Н.П. с экипажем включен в состав сводного отряда для работы в Болгарии.
29 января. Организовано Центральное управление международных воздушных сообщений Аэрофлота (ЦУМВС) на базе Транспортного управления международных воздушных линий.
1972 год. На самолетах Ан-24 открыт для полетов пассажирский маршрут: Ставрополь – Днепропетровск- Минск – Ленинград. В этом же году при непосредственном участии летных экипажей построены здания летного отряда и гостиницы для отдыха резервных экипажей. Первые камни при строительстве заложили командир Ставропольского авиаотряда Хайруллин В.Г и один из старейших работников СОАО бортовой механик Ан- 24 Данилов Н.И.
1973 год. Началось строительство ангаров для ремонта вертолетов Ка-26 и самолетов Ан-2. Руководство строительством возложено на инженера АТБ Пидай В.Ф.
1974 год. В связи с возросшими объемами перевозок Аэропорт переведен на круглосуточную работу. В этом же году начато строительство ангара для обслуживания самолетов Ан-24.
1975 год. Ставропольский ОАО получает 7 самолетов Як-40. На них летают прикомандированные инструкторские экипажи из Ростова и Минеральных Вод, одновременно выполняя ввод в строй экипажи СОАО.
1976 год. Начато строительство аэровокзального комплекса: здание, теплоузел, коммуникации, водопровод. Летные экипажи принимают активное участие в строительстве: роют траншеи, колодцы и выполняют подсобные работы. Строительство на контроле МГА, краевых и советских органов. Для проверки хода работ в Ставрополь приезжает министр ГА Бугаев Борис Павлович. Из государственного бюджета на реконструкцию аэропорта выделено 8,5 миллионов рублей. Для улучшения контроля за деятельностью летных подразделений, выполняющих различные задачи принято решение об отделении авиации ПАНХ от транспортного подразделения. С этой целью создается 386 летный отряд.
1977 год. Ставрополь связан воздушными линиями с 54 городами страны.
1978 год. Из Ростовского ОАО приняты для эксплуатации самолеты Ан-24 , бортовые номера 46462, 46591, 46323.
В этом году заканчивается строительство аэровокзального комплекса, часть служб переходит из помещений старого аэропорта в новое здание (УВД, метео, перевозки, штурманская).
Ставропольский ОАО в гражданской авиации СССР занимает третье мест по основным показателям воздушных перевозок. Разработки летных специалистов (Гевличев А.Г., Носков Б.Д., Даникян А.Р.) в стыковке союзного расписания Аэрофлота возымели эффект не только в благоприятных часах прилетов и вылетов, но и в экономических показателях, которые возросли пропорционально загрузке воздушных судов и уменьшению расхода топлива. 19 октября 1978 года «Ставропольская правда» писала: «Ударно трудился в нынешней пятилетке коллектив Ставропольского отряда гражданской авиации. Начиная с 1976 года пилоты оказали большую помощь земледельцам края, обработав почти 2 миллиона гектар посевов различных сельскохозяйственных культур, перевезли 570 тысяч пассажиров. Только за 9 месяцев получено 875 тысяч рублей сверхплановой прибыли. Это позволило уже в октябре рапортовать о завершении заданий трех лет пятилетки. Весомый вклад в общий успех гвардейцев воздушных трасс внесли коллективы летных отрядов, авиационно – технической базы, бригады авиатехников В.Ф.Есина, Н.Д. Ефремова и другие. Обгоняя время, совершают сверхплановые рейсы лидеры соревнований экипажи Ан-24, где командирами Л.А. Шалагуров, М.М. Ашин, пилоты Ан-2 В.П. Рогов, Э.С. Сунгурдян., пилоты вертолетов В.Г. Коломиец, А.Н Черкасов, В.И. Лепшаков и другие . Ударная вахта продолжается…».
В 1978 году удлиняется ВПП, начинается строительство грузового склада.
1979 год. 19 августа. Публикация в газете «Ставропольская Правда»: «В коллективе аэропорта развернулось соревнование под девизом «Работать без отстающих». В первую очередь надо назвать экипажи командиров воздушных судов Л.А. Шалагурова, В.Г. Дудина, пилотов В.Г. Савельева и Н.И. Одегова. Добросовестно трудились авиатехники Ю.Г. Садчиков и А.А. Лукьянов. Пилоты сельскохозяйственной авиации за первое полугодие обработали с воздуха на 143 тысячи гектаров больше, чем намечалось планом».
9 февраля. Указом Президиума Верховного Совета СССР установлен ежегодный праздник «День Аэрофлота»
1980 год. Достраивается часть рулежной дорожки (закольцовка перрона и ИВПП). Санчасть оборудуется под физико –терапевтическое отделение со стоматологическим кабинетом. На вертолетной площадке строятся новые стоянки и рулежные дорожки. Аэропорт приобретает оборудование для химчистки и прачечной. Для посадочной системы ТЭСЛА – 70 приобретены дизельные резервные источники энергоснабжения со временем восстановления электропитания не более 2х секунд.
1981 год. Строится и вводится в эксплуатацию трубопровод для перекачки топлива и заправки самолетов и вертолетов длинной 7 км., а с прирельсовым резервом 8 км Такое инженерное сооружение впервые запущено в эксплуатацию на Северном Кавказе. На вершине горы Стрижамент установлен радио ретранслятор для улучшения качество УКВ радиосвязи и увеличения его радиуса действия. 3 марта. Аэропорт принимает современный 163 местный комфортабельный лайнер Ту- 154. Командиром экипажа был Пивницкий Николай Михайлович, основатель Минераловодского транспортного предприятия, новатор, создатель в ГА знаменитых «треугольников» (вместо 4 посадок выполнялось 3). Экономический эффект этих «треугольников» велик и используется по сей день. Открытие рейса на Ту-154 является знаковым событием в жизни краевого центра. Для встречи лайнера в аэропорт получили совершенную технику для погрузочно – разгрузочных работ, новые трапы и другие механизмы, облегчающие труд обслуживающего персонала и улучшил обслуживание пассажиров. Пилоты Ставропольского предприятия получили реальную возможность переучиваться на этот лайнер и стать командирами экипажей. Среди них Чугаев В., Давыдов В. Руднев К., Миненко Г. Штокало Е., Белозарович В., Анцев В., Калмыкаев Э., Медведев М., Чернявский Е., Почекутов Е. и другие.
20 марта. Подписан приказ СКУ ГА об образовании в СОАО авиаэскадрильи ЯК-40.
1985 год. 5 вертолетов КА- 26 СОА в составе сводного отряда ежегодно до 1988 года направляются для работы в Болгарии.
386 летный отряд меняет структуру управления, упраздняются авиаэскадрильи, летный отряд работает безэскадрильным методом, где ведущую роль в подготовке летного состава и обеспечения безопасности полетов играют пилоты –наставники. Однако эта структура управления себя не оправдала, и 386 летный отряд, в скором времени, возобновил работу в составе авиаэскадрилий.
1986 год. Создается Минераловодское Территориальное объединение ГА в которое входят Минераловодский ОАО, Ставропольский ОАО, Пятигорский ОАО.
1987 год. В новых экономических условиях возникла необходимость переучить и допустить к полетам на самолете Ан-24 весь личный состав самолетов Як-40, что привело к ощутимому экономическому эффекту.
Зам. комара 386 летного отряда Захаров В.В. на вертолете Ка -26 внедряет «беспрерывный метод» обработки полей на АХР, который исключает стандартные развороты при повторных заходах на гон и в десятки раз увеличивает производительность труда.
1988 год. Издан Приказ МГА СССР от 26.12.1988 N 209 "Об утверждении Руководства по орнитологическому обеспечению полетов в гражданской авиации (РООП ГА-89)"
1989 год. 2 января. Совершен первый полёт на самолете Ту-204. К 2015 году планировалось снять самолёты семейства Ту-204 с производства, заменив их самолётами МС-21[. Однако имеется вероятность продолжения выпуска этих самолётов и после 2015 года.
В 4 квартале начались частые сбои в обеспечении керосином гражданской авиации из –за резкого снижения производства топлива заводами Азербайджана, Туркмении, Украины. Позиции Аэрофлота на мировом рынке воздушного транспорта оказались очень скромными. По объемам международных перевозок Аэрофлот стал занимать место лишь во втором десятке стран и авиакомпаний
1990 год. Начало перестройки в стране привело к резкому уменьшению объемов работ как в транспортном 83 летном отряде, так и в 386 летном отряде ПАНХ, в связи с чем было принято решение об объединении 2х летных отрядов в единую летную службу.
Изменение системы хозяйствования в стране напрямую повлиял на деятельность предприятия. В штате предприятия начала меняться структура управления летной и производственной деятельностью. Возникла необходимость открытия договорного отдела.
1991 год. Парк вертолетов пополнился шестью вертолетами Ми-8, которые приобрели по указанию члена ЦК и Министра Внутренних дел Пуго Б.К. Летная и инженерно – техническая службы приступили к переподготовке и допуску личного состава на эту технику, которая проходила в вертолетных подразделениях вооруженных сил, на заводе и в учебно – тренировочных центрах. Для освоения этой техники и ввода в строй экипажей из предприятий ГА были приглашены для работы в Ставрополь опытные специалисты. --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
1992 год. Май. На базе Ставропольского объединенного авиаотряда создается Ставропольская Акционерная Авиакомпания ГЕМ (СААК ГЕМ) Впоследствии аббревиатуры ГЕМ не стало, и компания стала называться просто СААК.
Большая часть летного состава транспортного подразделения переучена на самолет Ил -76, получение которого ожидалось в Ставропольском аэропорту в ближайшее время. Однако по ряду сложивших обстоятельств самолеты Ил-76 не прибыли для эксплуатации в Ставрополь, а переученные специалисты оказались невостребованными. Проведен анализ возможности выполнения полетов за рубежом самолетами и экипажами Ставропольского предприятия, а так же проведены изыскательские работы и установлены первые контакты с зарубежными партнерами. Руководителям всех служб была поставлена задача дать предложения по возможной подготовке аэропорта и персонала к международным полетам.
Во второй половине года в СААК полным ходом идет подготовка к международным полетам. Возникает необходимость создания своего учебно –тренировочного центра (УТЦ) с глубоким изучением английского языка. В этом же году центр выпустил первых своих слушателей.
Октябрь. На Конференции в Риме Ассоция Российских пилотов принята в члены международной Федерации Ассоциаций линейных пилотов.
1993 год. По контракту с Аэрофлотом для работы в маленькой республике Джибути вылетает первый подготовленный к международным полетам самолет и экипаж.
Июль. 4 вертолета Ми-8 по контракту отправляются на выполнение работ с международной гуманитарной миссией при ООН в Сомали.
Предприятие проводит усиленную подготовку к выполнению международных полетов, приобретаются сборники аэронавигационной информации, прорабатываются маршруты предстоящих полетов, оборудуются самолеты средствами дальней навигации в соответствии с требованиями ИКАО, перестраиваются помещения аэровокзала. Для языковых тренировок в УТЦ оборудуется специальный класс с базой данных лингвистических данных по ведению радиосвязи в различных странах. Экипажи и диспетчера ведут радиосвязь на английском языке на внутренних линиях.
В марте 1993 года Ставропольский аэропорт получает статус международного аэропорта.
1994 год. Авиакомпания получает международный код SVL и код ИАТА 8С. Департамент Воздушного транспорта России выдает СААК Сертификат Соответствия. Аэропорт Ставрополь получает все необходимые документы и вливается в перечень международных аэропортов России.
3 февраля объединенная делегация СААК и туристических агентств вылетают из Краснодара в город Трабзон ( Турция) для заключения договоров с турецкими партнерами.
12 апреля из Ставрополя в Трабзон выполнен первый международный рейс на самолете Ан-24, командиром которого был зам. Начальника летной службы СААК Фризен Александр Иванович. С этого дня начались регулярные чартерные полеты по маршрутам Ставрополь – Трабзон. Трабзон – Сочи. Трабзон – Бурса.
Командир эскадрильи Захаров В.В. на вертолете Ка -26 перелетел Черное море из Сочи в Трабзон, где потом этот вертолет работал до 1996 года.
Вертолеты Ми- 8 закончили работы с Миссией ООН в Сомали и перебазированы в Зимбабве в столицу Хараре для работы с британской компанией «АВИЭНТ».
В этом же году для работы в турецкой авиакомпании «Карадениз Хава Йоллари» прибывают вертолеты Ми- 8, которые выполняют полеты по Турецкому побережью Черного моря и по северному побережью Средиземного моря, базируются в аэропорту Анталия.
В течение 1994 года на самолетах Ан -24 и Ан-26 из Ставрополя выполняются чартерные полеты в Стамбул (Турция), Алеппо (Сирия), Прага (Чехия), Анталия (Турция), Даламан (Турция). Несколько самолетов Ан- 24 работают в Африке по контрактам с зарубежными авиакомпаниями «Далла Аир Лайнз», «Транс Аир Конго». Самолет 46516 перелетел для выполнения работ в столицу Зимбабве Хараре. Однако по сложившемся обстоятельствам работы в этой стране не выполнялись. Самолет выполнил демонстрационный полет на Викторию Фолц, после чего был перебазирован в Браззавиль для работы в конголезской авиакомпании Транс Аир Конго. В эту же авиакомпанию из Хараре перелетел один вертолет Ми – 8.
1995 год. Авиакомпания по оценке экспертов ( журнал «Эксперт») занимала 36 место среди авиаперевозчиков России. Аэропорт достиг своего расцвета, когда по количеству рейсов он опережал аэропорты Краснодара, Минеральных вод и Сочи вместе взятые.
По контракту с Мячиковским коммерческим авиационным предприятием 2 вертолета Ми-8 с экипажами и инженерно – техническим составом убывают для работы в Гималаи, в столицу Непала Катманду.
Вертолеты Ми-8 закончили работы в Зимбабве. Из Хараре они перебазированы в ЮАР для выполнения работ в авиакомпании «Игл Хелликоптерс» по тушению лесных пожаров в районе Кейптауна.
По программе долгосрочного лизинга и для выполнения международных полетов в Ставрополь прибывает вместе с инструкторским экипажем самолет Ту -154. Наши бортпроводники включаются состав обслуживающего персонала экипажа и получают самостоятельные допуски. На самолете проходят стажировку и ввод в строй летные специалисты СААК.
На самолете Ту- 134 к выполнению самостоятельных полетов приступили экипажи командиров ВС Швырева А. и Казарян М.В. Ставропольской авиакомпании .
Самолеты Ту -134 и Ту -154 выполняют чартерную программу в Арабские Эмираты (Шарджа), Италию (Римини) и Грецию (Закинтос), Франкфурт-на-Майне.
Для координации международной деятельности в СААК создается отдел Внешне – Экономических связей (ОВЭС), штат которого укомплектовывается специалистами, владеющими в совершенстве несколькими языками.
Для организации работ по прилету и вылету Ставропольских воздушных судов в аэропортах Турции в Стамбуле и Трабзоне открываются Представительства Ставропольской авиакомпании СААК.
Авиационно – технический комплекс обеспечивает работу не только на внутреннем рынке авиауслуг, но и работу авиатехники за рубежом. До 80 специалистов летного и технического состава постоянно работают в странах Азии и Африки.
1996 год. На самолете Ту -154, принадлежащем СААК, самостоятельно начинают выполнять полеты в качестве КВС Малик В.Н., Некрасов И., Фризен А.И.
Для работы в ганской авиакомпании «Голден Аир Вейс» в Аккру вылетает самолет Ан- 24 с полным инструкторским экипажем, бортпроводником и ИТС. В эту же авиакомпанию из Браззавиля перелетает вертолет Ми-8.
1997 год. Это печальный год в истории авиакомпании. После катастрофы под Черкесском самолета Ан- 24 № 46516 активизировалось давление на руководство СААК как со стороны административных органов края, так и со стороны различных инициативных групп, желающих закрытия СААК и выделения аэропорта и летного отряда в отдельные юридические образования. При активном участии СФ ГУАП «КМВ Авиа» и инициативных групп проблему развала авиакомпании успешно решили.
1998 -2009 год. Деятельность компании практически прекратилась. Внутренние и международные рейсы не выполняются, работы за рубежом остановлены, ввиду выработки ресурсов на самолетах Ан-24. Продолжают работы вертолеты Ми-8 в Непале. Летные специалисты и инженерно – технический состав вынуждены оставить летную работу и выйти досрочно на пенсию. Авиакомпания теряет самых подготовленных и грамотных специалистов. Небольшому количеству летчиков и техников удается продолжить работу за рубежом в иностранных авиакомпаниях или найти работу а других предприятиях. Из Ставрополя выполняется только один регулярный рейс в Москву самолетом и экипажами «Кавминводы Авиа». Дирекция авиакомпании вынуждена ежедневно отстаивать свои права в судах различных инстанций. В 1999г. приватизация аэропорта была признана незаконной, аэропорт перешел в госсобственность и стал Ставропольским филиалом ФГУАП "Кавминводыавиа".
2009 год. 15 июля. Решением Краевого Арбитражного суда СААК признана банкротом.
2010 год. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации и распоряжением Правительства Российской Федерации создано Федеральное государственное унитарное предприятие "Международный аэропорт Ставрополь" являющееся правопреемником Ставропольского филиала ФГУАП "Кавминводыавиа".
|