ОРЛИНОЕ ПЛЕМЯ СТАВРОПОЛЬЯ
Часть 4
 

 


ЯРКИЕ ЛИЧНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.Личный состав, удостоенный Правительственных наград
2.Личный состав, победитель трудовых соревнований, смотров, конкурсов
 
В авиапредприятия во все времена работали люди, которые своим трудом показывали образцы мужества, самоотверженности и любви к тому делу, которым они занимались. Этих людей замечали и представляли к различного рода наградам.
 

Рындин Валентин Иванович  командир объединенного авиаотряда.                            
Гвардии  подполковник, заместитель командира 106 гвардейского полка ГВф, фронтовик кавалер орденов Боевого Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной Войны 1-ой степени медалей За оборону Москвы, За взятие Кенигсберга, участник боевых операций: Белорусской, Шауляйской, Восточно-Прусской, Земландской, боев  за крепость Пилау. В мирной жизни кроме своей основной работы, принимал активное участие в общественной жизни неоднократно избирался депутатом городского краевого советов народных депутатов.

Гуркевич  Петр Фридрихович, кавалер ордена Ленина, награжден за многолетний труд по воспитанию и подготовке летного состава, успехи в производственной деятельности.

Хайруллин Вильсур Гарипович, командир объединенного авиаотряда.
По итогам 11 пятилетки, за особые заслуги в освоении современной авиационной техники, высокие показатели в воспитании и обучении летных кадров и многолетнюю безаварийную работу Президиум Верховного Совета СССР присвоил почетное звание «Заслуженный пилот СССР».

Русских Геннадий Сергеевич, командир объединенного авиаотряда, генеральный директор Ставропольской Акционерной авиакомпании, за особые заслуги в освоении современной авиационной техники и многолетнюю безаварийную работу Указом Президента Российской Федерации от 2. мая 1996 года  присвоено почетное звание «Заслуженный работник транспорта Российской Федерации» 

Шалагуров Леонид Андреевич, командир воздушного судна Ан-24
За ударный труд и качественное выполнение производственных заданий награжден Правительственной наградой орденом «Знак Почета»

Семиряжко Яков Никифорович, за большой вклад в производственную деятельность предприятия награжден орденом Трудового Красного Знамени.

За высокие производственные показатели орденами награждены:
Сапета Н.И.  трудового красного знамени
Будаев Н.Т.  
знак Почета
Виноградский А.А. 
знак Почета
Чернухин В.А.  
знак Почета
Пронников Н.А. 
знак Почета
Мартынов А.   
знак Почета

 

Чукасов Виктор Степанович  посвятил летному делу более 30 лет, освоил 15 типов самолетов.   Чукасов Виктор Степанович посвятил летному делу более 30 лет, освоил 15 типов самолетов. К полетам он приступил в 1943 году в Омском авиационном училище. В 1945 году окончил и высшие командные курсы командиров и штурманов авиазвеньев в г. Грозном, и по распределению был направлен в 125 Краснознаменный орденов Суворова и Кутузова второй степени Гвардейский бомбардировочный полк имени Марины Михайловны Расковой (сама Марина Михайловна погибла 23 февраля 1944 года). В составе этого полка он принимал участие в двух воздушных парадах Победы в Москве в послевоенные годы.
Из женского полка был направлен в Германию и затем в Закавказье. Здесь в одном из полетов на самолете Ил -28 над Главным Кавказским хребтом произошел отказ двигателей. Катапультировался весь экипаж. Выжить удалось только Виктору Степановичу. С переломом ног и руки он скатился по течению речки, где его обнаружил и спас пастух.
В 1954 году он демобилизовался по состоянию здоровья. Много приложил сил, чтобы восстановить здоровье и вновь получить профессиональную пригодность - летать пилотом - инструктором в ДОСААФ, подготовил летчиков для вооруженных сил, многие из которых имели высокие воинские звания. С 1957 года по 1972 год работал в Ставропольском авиаотряде, летал на самолетах Як - 12, «Бригадире» (самолет чешского производства) и на Ан - 2. И здесь ему пришлось пережить непростую ситуацию на самолете АН - 2 - в полете обнаружили, что правая стойка шасси отсоединилась. Посадку произвел в а/п Ставрополь на одну левую стойку шасси, спас экипаж и самолет, а переживать пришлось при расследовании обстоятельств происшествия - его обвинили в произошедшем и сняли обвинение, когда на поле был найден развалившийся болт крепления
шасси. За период работы в аэрофлоте подготовил 9 командиров воздушных судов, которые стали потом пи- лотами первого класса ГА, а двое из них работали командирами авиапредприятий.

Костицын Сергей Григорьевич, токарь Ставропольского предприятия.
Фронтовик, танкист, ветеран Великой Отечественной войны. В танковом сражении под деревней Про-
хоровка получил тяжелое ранение. Войну закончил десантником. Совершил 45 прыжков с парашютом для выполнения боевых задач.
Участвовал в Сталинградской битве, Курско – Орловской операции, воевал в Закарпатье, освобождал Австрию, Венгрию, Чехословакию. День Победы встретил под Прагой.
Имеет 3 боевых ордена и более 10 медалей.
Более 50 лет работает в Ставропольском авиапредприятии. За добросовестный и безупречный труд награжден знаками «Победитель Социалистического соревнования», «Лучший по профессии», почет-
ными грамотами и денежными премиями, медалью «Ветеран труда».
Имеет более 120 рациональных предложений. В 1979 году занесен в «Книгу Почета» предприятия.

Коложвари Вячеслав Янович,
 командир воздушного судна «Ан-24».
За высокие производственные показатели по итогам выполнения годового плана 1980 года награжден бронзовой медалью ВДНХ и занесен в Книгу Почета Северо – Кавказского Управления Гражданской Авиации
.


ДИНАСТИИ И СЕМЬИ В СТАВРОПОЛЬСКОМ ПРЕДПРИЯТИИ

Династия (произошло от греческого слова  δναστεία — власть, господство), и в переносном смысле означает «череда людей, происходящих из одного рода, которые продолжают дела своих родителей, идут по их стопам».Ставропольские авиаторы продолжают дела своих родителей, работая не только с СОАО, но и в других авиационных предприятиях. Многие из них уже закончили свою трудовую деятельность в авиации и ушли на заслуженный отдых. Многие продолжают трудиться, приумножая те славные традиции, которые им были переданы родителями

1. Графин Г. - авиатехник, сын - пилот Ан-24

2. Гревцев И. - КВС Ан-2, сын - пилот Ан-2

3. Демин И. - штурман Ан-24, сын - командир АЭ г.Москва

4. Данилов Н.И. - бортмеханик Ан-24, сын - бортмеханик Ан-24

5. Лагодин А. - авиатехник, сын - КВС А-320 г.Москва

6. Логачев Н. - КВС Ан-24, сын - пилот Ан-2

7. Куций Н. - диспетчер АДС, сын - КВС Ан-24

8. Кононов Н. КВС Ан-24, сын - штурман Ан-24

9. Морозов Н. - бортмеханик Ан-24, сын - пилот Ан-2

10. Кононенко И. - авиатехник, сыновья: Глеб и Виталий - пилоты Ан-2 и Ка-26
11. Певцов Э. - авиатехник, сын - КВС Ан-24
12. Рындин В.И. - ком. СОАО, сыновья: Олег-ком. АЭ Ан-24, Валентин КВС Як-40
13. Семенов В. - штурман Ан-24, сын - пилот Ту-154

14. Чеботарев Г., сын – пилот Ан-24, Як-40
15. Хахлов А. КВС Ан-24, сын сменный инженер АТБ
16. Орапко Г.Т. - КВС Ан-2, Ка-26, Ми-8, сын Орапко А.Г. - КВС Ми-8
17. Братья  Бычковы:   

      Валерий  - пилот Ан-24 и Ту 154

      Геннадий -  инженер А и РЭО

      Александр – пилот Ан-2, Ил -18, Ил-62, Б – 767

      Юрий  -  инженер А и РЭО

18. Хайруллин В.Г., сын - Вячеслав пилот ВВС, внук – курсант летного училища

19. Прокопенко А.Ф. –КВС Ан-24. Сын – пилот Ан-24, Б-737
 

14. Чеботарев Георгий Ефимович, сын – пилот Ан-24, Як-40
15. Хахлов А. КВС Ан-24, сын сменный инженер АТБ
16. Орапко Григорий Трофимович - КЛО, Сын Орапко А.Г. –КВС Ка-26, Ми-8, пилот – инспектор СКУ ГА.     

      Его супруга ботпроводница
 


Хайруллин В.Г., сын - Вячеслав пилот ВВС, внук – курсант летного училища

Лагодин Г. – пилот Ан-24, Ил-76, А-320

17. Братья  Бычковы:   

      Валерий  - пилот Ан-24 и Ту 154

      Геннадий -  инженер А и РЭО

      Александр – пилот Ан-2, Ил -18, Ил-62, Б – 767

      Юрий  -  инженер А и РЭО

18. Хайруллин В.Г., сын - Вячеслав пилот ВВС, внук – курсант летного училища

19. Прокопенко А.Ф. –КВС Ан-24. Сын – пилот Ан-24, Б-737

20. Куденко А.Я., сын и внук также были авиатехниками СОАО (Куденко Анатолий Яковлевич, Куденко Николай Алексеевич и Куденко Олег Николаевич).

21.Звонарев Василий, водитель автомобиля ПАРМ. На  вертолётном участке трудились его сыновья: три брата-авиатехника Звонарёвы: Виктор Васильевич, Анатолий Васильевич и Геннадий Васильевич.

22. Врач мед. санчасти Тишина Любовь Александровна. Ее сыновья Владимир - бортмеханик Ан-24 в СОАО (б/инженер Ту-154 в Ростовском ОАО) и Вячеслав -пилот Ан-2 в СОАО (пилот Ту-134 в Ростовском ОАО)

23. Зам. Командира АЭ Шаталов ДмитрийИванович. Его сын Шаталов И.Д. - 2й пилот Ми-8.

24. Захаров Владимир Владимирович ЗКЛО по ОЛР. Дочь Захаров С.В. – бортпроводник

25. Мягкий Владимир Иванович  штурман. Дочь Мягкая Е.В. – бортпроводник

26. КВС Ми-8 Кумов Олег Юрьевич. Дочь Кумова В.О. -2й пилот Б-737 в «ЮтЭйр»;

27. Нач. цеха АТБ Расторгуев Александр Яковлевич. Сын Расторгуев А.Я. – техник  АиРЭО

28. Шаповалов Владимир Игоревич, КВС Ан-24. Брат Шаповалов О.И.= пилот Ан-24 и Як-40, жена Шаповалова Т. –бортпроводник (затем работник СОП).

29. Лужков Бронислав Лидович, 2й пилот Ан-24. Жена Лужкова В. – работник ПЭО.

30. Васин Виктор Васильевич, штурман Ан-24 (парторг СОАО). Жена Щелканова М.Н. –главный бухгалтер СОАО
31 Гарин Валерий Александрович, КВС Як-40-, дочь Гарина Инесса бортпроводник

Братья Бычковы


Валерий  - пилот Ан-24 и Ту 154


Юрий  -  инженер А и РЭО

Геннадий -  инженер А и РЭО

Прокопенко А.

пилот А-24, Б-737

Чеботарев Ю.Г – пилот А-24, Як-40

 

 

ЧАСТЬ 5
Не только трудовые будни

 

РАБОТАЕМ И ОТДЫХАЕМ

ДОСУГ ЛИЧНОГО СОСТАВА

1. Спортивные мероприятия
2. Культурные мероприятия
3. Торжества, праздники
Личный состав предприятия во все времена состоял в основном из здоровых и крепких молодых людей, полных задора и любви к жизни. Иначе и быть не могло. Авиация и здоровье всегда были единым целым, и рассматривать их отдельно друг от друга просто невозможно. Закалить и поддержать свое здоровье всегда помогал спорт. Зачастую это были стихийные спортивные соревнования, которые в начале 60х годов устраивались на стадионе за домиком 2й эскадрильи ПАНХ (Примечание автора: позже в этом помещении размещался тренажер Ан-2). Летчики, свободные от наряда, делились на две команды
по принципу взаимных симпатий и в течение нескольких часов гоняли по стадиону мяч. Иногда к ним присоединялись командиры эскадрилий Ревенко Н.Т. и Соломонов Р.С. Эти стихийные соревнования проводились не ради побед и призов, а ради удовлетворения своих молодых организмов необходимой для летчика, физической нагрузкой. Проводились и плановые спортивные мероприятия между подразделениями предприятия. Соревновались летчики с техниками, штабные работники со службой движения, база ЭРТОС с гаражом и так далее. Это были увлекательные мероприятия. Болельщиками на этих мероприятиях были так же работники предприятия. К сожалению, с началом перестройки в стране и периодом реформирования предприятия эти мероприятия стали проводиться все реже и реже.
Активным пропагандистом здорового образа в предприятии была начальник АМСГ, а впоследствии председатель профкома СОАО  Болотова Маргарита Константиновна. По ее инициативе организовывались и проводились увлекательные походы через перевалы Кавказа, спортивные сборы на туристических и горно - лыжных базах.
Едва ли не самым массовым видом спорта, которым занимались представители практически всех служб, был горный туризм. Группы водили официально оформленные старшие групп. В разное время это были Болотова М.К., Коложвари В.Я., Захаров В.В. Как правило, это была третья категория сложности, т.е. не менее пяти перевалов, из них два трёхтысячника. Между КЧАО и Сухуми практически не осталось перевалов, где бы не были наши работники.
На приведённом ниже снимке представители лётного отряда, АТБ, АМСГ, базы ЭРТОС и службы ГСМ готовятся к штурму Марухского перевала, где ими будет установлена от имени Ставропольского ОАО памятная доска памяти защитников перевалов Кавказа. СОАО уже нет, а доска и сейчас там.

На следующем фото ЗКЛО Захаров В.В., инженер ГРА Рудоманенко А.В. и командир Ан-24 Князев С. А. на перевале «Столичный» (снимает авиадиспетчер Титов А.Н.).

Среди работников СОАО были и настоящие альпинисты, которые штурмовали не только перевалы, но и горные вершины. Из горных видов спорта среди работников СОАО популярен также горнолыжный спорт. На горных склонах Домбая и Приэльбрусья не единожды «засветились» Титов А. В., Чернухин В., Коложвари В.Я., Коложвари Э.В., Захаров В.В., Плотников В.Е. и другие.

Среди работников СОАО достаточно многие имели разряды по авиационным видам спорта. Среди спортсменов-парашютистов СОАО, имеющих первый разряд (и количество прыжков от 60 до 500) пилоты Славинский А., Соболев Н.В., Иванов В.Д., бортпроводница Рыбальченко И., авиадиспетчер Титов А.Н. Были и Кандидаты в Мастера спорта СССР: ЗКЛО Майоров Г.Д.,  бортпроводница Мещерякова Е., имевшая более 800 прыжков с парашютом. . Ну и, наконец, в отряде было три Мастера спорта СССР. Это инспектор по безопасности полётов Севостьянов Н. З., фотограф Базы ЭРТОС Филин А.К. и ЗКЛО Захаров В.В. Последнему довелось в составе сборной СКУГА выступать на III (в Туапсе) и IV (в Калинине) Чемпионатах Аэрофлота по парашютному спорту. Членом той же сборной была и б/п Мещерякова Е.

                      На снимке спортсмены-парашютисты Аэрофлота в Агое. Второй справа КВС Ан-2 СОАО В.В.Захаров.


Разряды по самолётному спорту имели Красота В.Д., Татов В.М., Розанова В.И., Глухов А.Н., Бондаренко Г.И., Иванов В.В.и другие

А ещё среди работников СОАО был весьма популярен радиоспорт. Им занимались работники многих служб. Это один из старейших коротковолновиков края, несколько лет входящий в сборную Ставропольского края Сухолозов Юрий Петрович (позывной UA6FR), который много лет трудился на Базе ЭРТОС (и кажется на метео). Это Председатель краевой Федерации радиоспорта КВС Ан-24 Кононов Николай Тимофеевич (позывные UA6HAN, RW6HW и R7FA). Это радиотехник и начальник аэропорта Нефтекумск Асташкин Георгий Тимофеевич (UA6HN). Это ЗКЛО Захаров В.В.(первый позывной RA6HCC, в Сомали 6O6HCC, второй позывной RU6FP, в Непале 9N1FP, в Подкаменной Тунгуске и Красноярске RU6FP/0, в ДРК 9Q/RU6FP). Это техник. радиолаборатории АТБ Шапка Н.В. (RA6HНT), - большой любитель радиосвязей через спутники, а также авиатехник АиРЭО Завалишин Г.Г. (RA6HHJ). Это работники Базы ЭРТОС Исаев М.А. (UA6HCN) и Горяинов Е.Н. (RA6HHS). Последний совместно с Г. Т. Асташкиным провели в своё время уникальнейший эксперимент: развернув одновременно свои направленные антенны из Нефтекумска и Шпаковского на Эльбрус, они установили казалось бы невозможную двустороннюю связь друг с другом на УКВ частоте (144 мгц). Были и другие

В июле 1976 года летные специалисты 83 летного отряда Банщиков С.А., Гевличев А.Г., Минервин С.С., Назарцев С.Д на спортивных велосипедах
совершили велопробег через арбатскую стрелку вокруг Азовского моря. Сопровождал группу спортсменов на мотоцикле Ява бортмеханик Ан- 24 Бурьянов В.П. На этом путешествия на велосипедах по югу страны не закончились..
В 1978 году Банщиков С.А., Гевличев А.Г., Дорожкин Н.А. выполнили велопробег по сложному горному маршруту через Клухорский перевал со стороны Сухуми. До Сухуми маршрут проходил через Краснодар, Новороссийск, Туапсе.
Затем был Домбай, Теберда, Пятигорск.


Преодоление водной преграды: Гевличев А.Г., Дорожкин Н.А.


Длительное время при участии фельдшерского пункта СААК арендовался плавательный бассейн, который охотно посещали работники ОАО. Ставропольское предприятие неоднократно участвовало в спортивных соревнованиях на уровне города, края, управления гражданской авиации. Были моменты, когда наши спортивные представители занимали лидирующие места и награждались кубками, грамотами, денежными премиями. Наиболее ярко в СОАО выделялись спортивные команды АТБ и службы движения, которые неоднократно становились победителями в различного рода соревнованиях.
Спортивное движение в ОАО приветствовалось и руководящим составом ОАО, который периодически выделял из бюджета предприятия денежные средства на спортивно - оздоровительные мероприятия.Коллектив Ставропольского отряда всегда участвовал в культурной жизни. Самым ярким примером являлось наличие в СОАО своего кружка художественной самодеятельности, активными участниками которого были Федулов Евгений Алексеевич, Гарин Валерий Александрович, Бережецкий Александр Федорович, Мастрюков Владимир, Сулима Елена Ивановна, Лазарева Виктория Юрьевна и другие. Коллектив художественной самодеятельности выступал не только перед своими работниками, но и принимал участие в конкурсах, которые проводило Северо – Кавказское УГА. Инициатором участия этого коллектива в управленческих конкурсах был замполит СОАО Черепенников . Профком СОАО был в авангарде культурных мероприятий. С его участием всегда проводились торжественные вечера, посвященные различным историческим датам, в том числе и датам, связанным с деятельностью СОАО. Очень часто проводились мероприятия по встрече новогодних праздников в коллективе. Особо массовым мероприятием было участие коллектива СОАО в праздничных демонстрация на 1 Мая и 7 Ноября, а так же демонстрациях памяти ко дню Победы 9 Мая. Кроме того профком довольно часто в период шестидесятых и семидесятых годов обеспечивал работников бесплатными билетами на различные театрализованные представления. С его участием проходили мероприятия по организации экскурсий для детей авиаработников по городам –героям СССР. В летний период командование подразделений СОАО совместно с профкомом организовывали поездки для отдыха работников на побережье Черного моря.
В настоящее время приобрести путевку для детей в детские лагеря и сложно, и дорого. В период семидесятых годов проблем с этими путевками практически никогда не было. Дети авиаработников всегда отдыхали в тех местах, где этого желали сами работники. Довольно часто организовывались встречи с известными людьми, где можно было получить ответы на все интересующие вопросы.

Сборная службы УВД по многоборью

Победа и кубок по стрельбе

Вручение грамоты

Виноградский А., Кудрявцев В., Коложвари В., Рындин О., Семеряжко Я., Васин В., Майоров Г., Мягкий В.

Проводы ветерана СОАО на пенсию (Кинжебало Н.И.)


 

ЧАСТЬ 6
История в воспоминианиях


ВОСПОМИНАНИЯ БЫВШИХ И НАСТОЯЩИХ
СПЕЦИАЛИСТОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Из воспоминаний бывшего пилота – инструктора Лепшакова М.Х.

Напряженные трудовые будни сменились осенним затишьем в полетах. В этот период всегда объемы работ не такие, как весной и летом. Командно – инструкторский состав использовал это затишье для тренировок летчиков в тех условиях, в которых им летать практически не приходится, но попасть в такие условия они всегда могли. В один из таких дней командир СОАО вызвал к себе весь командно- инструкторский состав 386 летного отряда и поставил весьма необычную для нас задачу, провести ускоренную подготовку всего летного отряда для выполнения боевых задач. Такая задача вызвала недоумение. В процессе постановки задачи многое прояснилось. Оказывается министерство обороны СССР решило провести масштабные учения на базе нашего предприятия по развертыванию в короткие сроки действующего транспортно –санитарного полка и выполнение им боевых задач. Крайвоенкомат объявил мобилизацию резервистов. Почти весь летный и технический состав самолетов Ан -2, часть штурманов, специалистов
УВД и базы ЭРТОС призвали в армию на недельные сборы. Передвижной мобилизационный пункт был развернут прямо на территории предприятия на стадионе, штаб и медпункт которого разместили в походных палатках. Здесь же переодели всех резервистов в военную форму. Командиром полка был назначен Михайлов Виктор Михайлович, заместителем по ОЛР Фатьянов Виктор Васильевич, замполитом Русских Геннадий Сергеевич, Начальником штаба Семиряжко Яков Никифорович. Эскадрилью транспортно – санитарного полка возглавил Слюсарев Игорь Евгеньевич. Я был у него заместителем. ИТС в короткие сроки переоборудовали самолеты Ан-2 в санитарные варианты Для летного состава была поставлена задача выполнить полет авиаэскадрильей, тремя звеньями по три самолета в каждом, для вывоза «раненых» из Ставрополя на полевой аэродром Григорополисская. Полет должен был проходить в режиме радиомолчания на высоте 400 метров. Три звена выполнили взлет с аэродрома Ставрополь и взяли курс на Григорополисскую. Звеньевыми в тройках были Сунгурдян Э., Чернухин В., Коложвари В. Руководил полетами, прибывший по распоряжению МГА в Ставрополь Беднов М. И., бывший работник СОАО. Боевую задачу пилоты выполнили успешно. Несколько дней резервисты жили в казармах воинской части в г. Ставрополь на ул. Пушкина, соблюдая Устав и все установленные требования армейской жизни. Не обошлось и без курьезов. Все летчики и техники после полетов находились около самолетов. В этот момент объявили «газовую атаку» и дали команду надеть противогазы. Когда уже все были облачены в противогазы, поступила команда строиться по своим подразделениям. Найти свое подразделение среди одинаковых противогазных лиц сложно. Можете себе представить замешательство, одетых в противогазы людей, которые стали на одно противогазовое лицо! Однако замешательство быстро прошло, и офицеры стали строиться там где были свободные места. Самым удивительным оказалось то, что почти все нашли свои подразделения.
Все задачи транспортно – санитарный полк выполнил успешно. На построении в последний день мы услышали о себе много приятного от руководства СКУ ГА и представителей министерства обороны, которые прибыли к окончанию учений. Дембель был, как всегда, торжественным и радостным.
 

Из воспоминаний зам. командира АЭ Поперёкова А. С.

В авиации бывают всякие курьезные истории, но с таким курьезом мне довелось встретиться впервые. К нам в отряд зачастил гражданский, аккуратно одетый мужчина лет сорока пяти –пятидесяти. Он подолгу о чем то беседовал с начальством в их кабинетах. Выходил оттуда всегда с хорошим настроением, что не скажешь о нашем отвратительном настроении. Объемы работ с каждым месяцем падали.
Хозяйства одно за другим сворачивали работы. Это не придавало нам никакого настроения.
Вскоре выяснилось, что это ни кто иной, как Ветров Владимир Иванович. Его приходы к нашему руководству были ни чем иным, как желанием использовать самолеты Ан-2 для своих экспериментов. Суть его экспериментов заключалась в том, что из 20 самолетов Ан-2, заправленный водой, надо было произвести одновременный сброс в расчетной географической точке. Такой сброс воды должен был привести к немедленному облакообразованию и, как следствие осадкам. Сама по себе идея была невероятно наивной, однако он был убежден в положительном результате. Его программу финансировал Ставропольский крайагропром. Они готовы были платить деньги даже за расходы на тренировки летного состава для выполнения полетов плотным строем. Ветрова В.И. пытались убедить в его утопических убеждениях, но он был непреклонен.
В назначенный день полет 20 самолетов состоялся. Заправлялись водой самолеты на 2х полевых аэродромах Изобильный и Птичье, куда слетелись с оперативных точек Новоалександровского и Изобильненского районов. В установленное время был произведен взлет и сбор в воздухе группы в рабочий порядок. За выполнением этого эксперимента наблюдали с земли журналисты и научные работники из института Гидрометеорологии, которые, так же как и мы не верили, что чудо с образование облака
произойдет. Они уже много лет занимались проблемами грозовых облаков. Правда их научная работа заключалась не в создании облака, а в его разрушении. Для этих целей они арендовали в Ставропольском предприятии самолет Як-40 с нашими экипажами, которые расстреливали облака йодистым серебром, вызывая их разрушение. Полет группы из 20 самолетов прошел успешно, но облака так никто и не увидел. Позднее агропром продолжал вкладывать огромные деньги в этот эксперимент. Было выполнено еще несколько групповых полетов, однако облака Ветрову В.И. сделать не удалось. Тем не менее, на этом сомнительном эксперименте он смог защитить докторскую диссертацию. Для нас летчиков, с этого мероприятия была так же польза. Мы научились летать плотным строем, собираться в воздухе при вылете с разных аэродромов, и не верить в сказки про искусственную погоду.
 

Из воспоминаний бывшего командира Ан-24 Муталипова М.Э.

Нет смысла кого то убеждать в том, что за облаками всегда светит днем солнце, а ночью луна. Красоты, которые навсегда остаются в памяти. Если бы не транспортная работа, никогда не смог бы увидеть столько нового и интересного. В эскадрилье Ан-24 были увлекательные маршруты с ночевками, где мы проводили время в ожидании сменных экипажей и самолетов. Мы не хуже Ставрополя знали Львов, Ленинград, Свердловск, Уфу, Пермь. Мы ходили по улицам Симферополя и Одессы, Риги и Стамбула. Мы гуляли по проспектам Москвы, Киева, Харькова, улицам Астрахани и Элисты. Где мы только не бывали! Разве может обыкновенный человек себе позволить увидеть столько новых мест, красот, если он не летчик, а простой пассажир? А мы меняли обстановку ежедневно. Я благодарен судьбе, что она нас когда то привела в авиацию, а затем в Ставропольский авиаотряд
 

Из воспоминаний командира вертолетов Ка-26 и Ми-8,
зам начальника летной службы Захарова В.В.

Эти воспоминания написаны в стиле короткой миниатюры. Мы предлагаем их читателю в сокращении:

Не так давно Ставрополе отмечали знаменательное событие: исполнилось 35 лет со дня первого полёта вертолёта Ка-26 в Ставропольском объединённом авиаотряде. В связи с этой годовщиной инициативная группа организовала встречу ветеранов и действующих авиаторов, имеющих отношение к освоению и эксплуатации этого вертолёта. Встреча состоялась в Ставропольском ресторане «Корчма». Был приглашён также пилот Шибаев В. Н., выполнивший 23-го сентября 1970 года первый в Ставрополе полёт на вертолёте Ка-26. Встреча происходила 24-го сентября 2005-го года. Собрались пилоты, штурманы, авиатехники и инженеры. Действующие и бывшие. Всего более 40 человек. Были тосты, были воспоминания. А вспомнить было что…
В своё время после мощнейшей в советской истории рекламной компании эти вертолёты удалось продать не только во все социалистические страны, но даже в такие, как Финляндия и Франция. Даже США закупили пять таких вертолётов. Что же касается таких стран, как Болгария, Венгрия, ГДР, то они брали их десятками. Так, например, Болгария закупила в СССР 76 машин такого типа. И они пришлись как нельзя лучше для нужд их народного хозяйства. Но вертолёт был сырой. Много было отказов. Одно время в эскадрилье не было ни одного пилота, не имевшего хотя бы одну вынужденную посадку. В основном из-за отказов двигателей. И, хотя не все вынужденные «проходили» официально, но и тех, что «проходили» было много. Не только в Ставрополе. Но и в Херсоне, и во Владивостоке, и в Белгороде, и в Минске, и в Петрозаводске… В общем, во всех
городах, где шло их освоение. Но однажды в МГА обратили внимание на тот факт, что только в Ставрополе при вынужденных посадках пилоты не ломают вертолёты, а в других городах посадки слишком часто были не столь удачны. Открытие стоило изучить поближе. Прибывшая из МГА комиссия довольно быстро обнаружила своевольного инструктора, который, «не спрашивая разрешения», на свой страх и риск составил программу и оттренировал всех пилотов эскадрильи, выключая им двигатель прямо в полёте, и обучив их садиться на ограниченную площадку на одном двигателе. Этим инструктором был мой
будущий учитель и наставник Катилевский Александр Иванович. Комиссия тогда к его персоне отнеслась неблагосклонно, однако уже вскоре из Москвы запросили его программу и включили её в ППЛС.
Мы и сегодня каждый год при подготовке к ВЛП тренируем лётный состав всё по той же программе. Александр Иванович также был на встрече в числе прочих приглашённых ветеранов.
В советское время у нашей эскадрильи было очень много работы. Мы обслуживали газовиков, нефтяников, электриков, геофизиков, ГАИ, санавиацию, рыбинспекцию, охотинспекцию, сельское хозяйство, учёных самых разных направлений и т. д. Мы выполняли самые разные виды работ: от транспортно
связных и патрулирования до АХР, поисковой съёмки и отстрела диких животных. Основной район работы был Ставропольский край. Но не только. В сферу наших интересов входили горы Карачаево-Черкесии, Северной Осетии и Чечено-Ингушетии, пустынные районы Калмыкии и северной части Дагестана. «Прихватывали» также и прилегающие районы Краснодарского края, Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Ростовской области. Работали ставропольские вертолётчики и за границей. Больше всего в Болгарии, где работали как на своих бортах, так и на болгарских. Были и в Турции, и в Африке, и даже
в Южную Америку «занесло» однажды один из наших экипажей. Уже в последние годы вертолёт Ка-26 под управлением ставропольских вертолётчиков видели в Архангельске, Красноярске, Новосибирске, Анжеро-Судженске, Мариинске, Ачинске, Канске, Тайшете, Нижнеудинске, Тулуне, Ангарске, Абакане, Саяногорске, Енисейске, Подкаменной Тунгуске, Туруханске и даже в Хатанге.
Мне довелось командовать этой эскадрильей в период её наивысшего расцвета. После окончания Академии мою дипломную работу прислали в авиакомпанию для внедрения, а я (находясь у власти) успешно её внедрил. Суть была во внедрении на авиахимработах новых вариантов метода непрерывной обработки участков. Этот метод применим только на вертолёте Ка-26 и даёт огромный экономический эффект. Нам удалось в 2 - 2,5 раза поднять производительность АХР. В рекордный 1990 год мы налетали
17 000 часов, достигнув фантастической цифры рентабельности на АХР в 146%. Впервые мы обошли по прибыли транспортную эскадрилью Ан-24. Зарплата наших «борбистов» возросла почти вдвое (у передовиков втрое) от зарплаты командира Ан-24. Это был пик. Потом…    
То, что происходило потом со Ставропольской авиакомпанией скучно и неинтересно. Но у той нашей эскадрильи была ещё одна достопримечательность. Это был самый дружный коллектив в отряде. Коллектив пилотов и авиатехников. Мы по сей день дружим и с удовольствием встречаемся. Даже сегодня, когда судьба нас разбросала по предприятиям, пенсиям и городам.
На юбилейную встречу прибыли не только Ставропольчане, но и бывшие пилоты из Невинномысска и Будённовска. Главным организатором этой встречи был бывший начальник цеха ещё «той» эскадрильи, а ныне технический директор ООО «Югагроресурс» Пидай Виталий Фёдорович. Не наша вина, что среди нас нет молодёжи. Откуда ей взяться, если нет новой техники. Я имею в виду новых вертолётов Ка-26. Мы все сейчас наблюдаем постепенное умерщвление малой авиации в России.
В нашем небе стали всё чаще появляться Робинсоны, Швайцеры, Экьюрели, Энстромы и Бэлы. Но они никогда не смогут заменить Ка-26 на АХР, даже если будут дешевле, поскольку по качеству обработки ни один аппарат в мире не способен его превзойти.
Ну и, конечно же на встрече мы не забыли погибших авиаторов. Тем более, что наша эскадрилья тоже имела потери за эти 35 лет. Четыре погибших пилота и один авиатехник. Усачёв, Тюменев, Кулиш, Гун- чин, Куденко.   
Светлая им память!

 

Hosted by uCoz