ОРЛИНОЕ ПЛЕМЯ СТАВРОПОЛЬЯ |
||
|
||
|
||
|
||
|
||
1934 год. 220 Авиаотряд Дьячков Дмитрий Васильевич – командир
Ширкунов -замполит |
|
1944 год. 262
Авиаотряд Курепин Василий Тимофеевич - командир, ранее командовал 223 Дагестанским авиаотрядом Щербак
Иван Карпович – старший инженер |
1939 год. 220
Авиаотряд Коротков М.Н. – командир |
||
1937 год. 220 Авиаотряд Величко Федор Семенович – командир
Ряполов А. - старший инженер |
1946 год. Авиаотряд Жуков Николай Иванович- командир Огарков Н.А. – заместитель |
Дьячков Дмитрий Васильевич
1934 г. |
Первые командиры отряда от даты его рождения в довоенный и военный период. К сожалению, исторических справок об их деятельности в архивах не нашлось. Однако с уверенностью можно говорить о том большом вкладе, который они внесли в развитие Ставропольского предприятия. |
Они были первыми. С их легкой руки Ставропольское предприятие живет сегодня. |
|
1947 г.
Ставропольский Авиаотряд
|
Царевский Виктор Исаевич – заместитель командира Литвинов И.П. –замполит. |
|
1955 год.
Объединенный
Авиаотряд |
Лебедев
А.И. – замполит |
|
Рындин Валентин Иванович прошел в гражданской авиации огромный путь , рядовой пилот Грозненского авиапредприятия с 1939 года с первых дней войны (27.06.1941г.) мобилизован и направлен на фронт. Войну закончил в Германии .Демобилизован в 1947 году. Вернулся в Грозненское авиапредприятие с должности командира авиаотряда переведен в Ставрополь.
С именем Рындина В.И.связано развитие легкомоторной техники в
Ставрополе и крае, начало освоения и эксплуатации вертолетов .Под
руководством В.И.Рындина было произведено перебазирование аэропорта
из района Туапсинки в окрестности с. Михайловское (позднее с.
Шпаковское, ныне г. Михайловск). Начало производственной
деятельности на новом месте потребовало больших усилий, так как
военные не строили инфраструктуру гражданского аэропорта. |
|
ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ, ПРОИЗОШЕДШИЕ В ПРЕДПРИЯТИИ В ГОДЫ, КОГДА ИМ РУКОВОДИЛ РЫНДИН ВАЛЕНТИН ИВАНОВИЧ. |
|
В эти годы в
Ставрополе на эксплуатации были самолеты: По-2, Ан-2, вертолет Ми-4,
работала отдельно стоящая приводная / не в створе ВПП/ радиостанция.
Основными видами работ в это время были: АХР, В 1957 г. авиаотряд пополнился кадрами летного и технического состава из состава министерства обороны, которые оказались сокращенными в соответствии с Указом Верховного Совета СССР |
|
«О
значительном сокращении вооруженных сил». Среди них были:
Намм Э.М.,
Догалдиев, Ерин В., Во- В1960 году в отряд прибыли: Кошман Ю.Н., Олещенко В., Дуюнов А., Коломейцев В., Козыренко В.Г.
Большую помощь в
эти годы авиаотряд оказал в изыскательских работах геофизикам,
нефтяникам и газовикам. В очень сложной климатической зоне, возник и
вырос город Нефтекумск. |
|
В начале
шестидесятых годов приступили к тренировке экипажей для полетов в
сложных метеоусловиях (СМУ) по радио средствам. Выездная группа
аэродромной и диспетчерской службы принимала и выпускала тяжелые
самолеты. А после выполнения технического рейса самолетом Ту-124 на
старом, грунтовом аэродроме в 1962 г. признана его непригодность для
полетов современных летательных аппаратов ( Л.А.) |
|
1966 г. - в
системе Министерства ГА начал работу работу институт
общественных инспекторов по безопасности полетов. Начальником СКУ
МГА 25.12. 66 г. в СОАО был утвержден персональный состав
инспекторов: Севостьянов Н.З,, Хачатрян Г.А., Яковлев А.Г., Пашутов
В.А. |
За период руководства авиаотрядом В.И.Рындин прошел с коллективом путь от эксплуатации По-2 до Ан-24, Ставропольские авиаторы органически вписались экономическую жизнь страны и края. |
|
Сидят: Савичев И.Н., Слепенко В.А.,
Пивкин В.Н., Орапко Г.Г., Мухомедзянов Г.Х., Онищук П.С., Пашутов
В.А. Полиутов В.Н. Стоят: 1-й ряд - Назаров В., Дьяков В., Шибарев
М., Банщиков С., Переверзев А., Хаачатрян Г., Дятлов А., Кудрявцев
В., Мельшин В., Туркин Н., Чурилов В., Намм Э. 2-й ряд - Добрик В., в центре: Чукасов В., Дегтярев В., Хокошин Ю., Чугаев В., Сенников В., Безгодко Ю., Епифанов Л., Воронец В., Котлов Ю. |
|
Группа молодых пилотов Слава направо: (стоят) Косолапов А., Дубинин В., Ильин В, Гамов К., Шаталов Е. Сидят Скребцов, Ашин, Олещенко |
|
звено Ан-2 Слепенко В.А. сидят:
Онищук П.С., Слепенко В.А.,Савичев И.Н.,Безгодко Ю.С., стоят: Хачатрян Г.А., Ильин В.Ф.,Коломийцев .,Подсвиров А.М.,Карданов А.М. |
|
|
|
1971 год.
ОбъединенныйАвиаотряд |
Фомин Н.И. – начальник штаб Иванников И.А. – ст. штурман аэропорта Ляшенко П.Е.-ст штурман аэропорта Малютин Н.С- секретарь парткома, Леденёв П.С. – председатель профкома |
|
Хайруллин Вильсур Гарипович Выпускник Казанской спецшколы ВВС Качинского летного училища. Инструктор самолетов МиГ-15, летчик штопорник (единственный в полку), Бывший командир Грозненского летного отряда. В период его руководства интенсивно осваивались транспортные воздушные линии на самолетах Ан-24 и Як-40. Азербайджан, Грузия, Армения, Туркмения, Казахстан, Украина, Белоруссия, Латвия, Литва, Молдавия были связаны воздушными перевозками со Ставрополем. Интенсивно использовались направления в аэропорты Юга, Центральных и Северных районов России, Урала и Сибири. В 51 аэропорт СССР летали транспортные самолеты СОАО. За 11 пятилетку: -пассажирооборот составил 1651,1 тыс. ткм., -отправлено из аэропорта Ставрополь 1045,8 тыс. пассажиров - 12,0 тыс. тонн почты и грузов. - сверх плана отправлено 3,8 тысяч пассажиров В этот период выполнялись самые интенсивные работы на АХР и ПАНХ обработано 5,1 млн. га сельскохозяйственных площадей, получено 3,2 тыс. рублей доходов и 25,6 тыс. руб. балансовой прибыли. Во время его руководства предприятием развернуто и успешно завершено строительство ангаров для воздушных судов, аэровокзального комплекса, рулежных дорожек, удлинения ВПП, топливохранилищ, топливопровода и многих других объектов. Аэропорт переведен на круглосуточную работу. При нем идет освоение новой авиационной техники. Ставропольский авиаотряд занимает призовые места в социалистических соревнованиях среди предприятий МГА. Вклад Хайруллина В.Г. в дело развития Ставропольского предприятия переоценить невозможно. За особые заслуги в освоении современной авиационной техники, высокие показатели в воспитании и обучении летных кадров и многолетнюю безаварийную работу Президиум Верховного Совета СССР присвоил Хайруллину В.Г. почетное звание «Заслуженный пилот СССР». |
|
ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ, ПРОИЗОШЕДШИЕ В ПРЕДПРИЯТИ В ГОДЫ, КОГДА ИМ |
|
В 1972 г - для тружеников Орденоносного
края открыта воздушная линия Ставрополь- Ленинград (через
Днепропетровск и Минск). «Открыто окно в Европу» - так жители края
отозвались об этом рейсе. В этом же году построено здание гостиницы
для резервных экипажей, построено здание летной службы при участии в
строительстве летных экипажей. Первый камень заложили Хайруллин В.Г.
и бортовой механик Данилов Н.И. - один из старейших работников СОАО. В 1973 г- были построены ангары для ремонта вертолетов Ка-26 и самолетов Ан-2 (скворечники). Руководил строительством инженер Пидай Виталий Федорович. |
В 1974 г- аэропорт перешел на
круглосуточный режим работы. Под руководством Хайруллина В.Г. командир АЭ Носков Б.Д. и штурман АЭ Гевличев А.Г. разрабатывают новое союзное и местное расписания для полетов транспортных самолетов Ан-24 СОАО. На всех маршрутах (кроме Ленинграда) сокращается по одной промежуточной посадке. Разрабатывается новый график движения Ан- 24 с минимальными стоянками в базовом аэропорту. График движения ВС и расписание утверждаются в СКУ ГА на период 1975/1976 гг без замечаний. В 1975 году самолеты и экипажи Ан-24 начали выполнять полеты по новому рас- писанию. Был открыт рейс во Львов из Грозного через Ставрополь, с посадками в Симферополе и Кишиневе. Так же открылся рейс по маршруту Ставрополь- Волгоград – Казань. В период 1974 -1977 гг- был выстроен ангар для ремонта самолетов Ан-24 |
|
|
|
Щербаков Ю.С., Намм Э.М., Хайруллин В.Г., Слипенко В.А, Мещеряков А.Г., Демьяненко М. |
|
1975г - Ставропольский ОАО начал
получать самолеты Як- 40, на которых приступили к полетам экипажи из
М.Вод и Ростова, одновременно тренируя летный состав на этом типе. С
этого года начинает развиваться география полетов. СОАО постоянно
занимает призовые места в ГА, в СКУ ГА по налету часов на списочный
самолет и по основным показателям воздушных перевозок. По
результатам трудовой деятельности СОАО занимает 3 место среди
предприятий гражданской авиации СССР. 1976 год. – в СОАО вводится должность инженера по расписанию, на которую назначается Дан- никян А.Р. В этом же году открываются рейсы по маршрутам: Ставрополь - Ворошиловград - Гомель - Рига Ставрополь - Волгоград - Казань - Пермь Ставрополь - Волгоград- Н. Челны - Пермь |
В 1976-1978 гг - выстроен аэровокзальный
комплекс: здание, теплоузел, коммуникации, водопровод. Летные
экипажи помогали рыть траншеи, колодцы и выполняли подсобные работы
согласно наряда и плана работ летного отряда. Огромную помощь
оказали краевые и советские органы, а так же МГА. Дважды с контролем
в Ставрополе был министр Г.А. Бугаев Борис Павлович. На
реконструкцию аэропорта было выделено 8,5 миллиона рублей. В 1977 г - отделяется авиация ПАНХ и создается 386 л/о. 19 октября 1978 г. «Ставропольская правда» писала: «Ударно трудился в нынешней пятилетке коллектив Ставропольского отряда гражданской почти 2 миллиона га. посевов различных сельскохозяйственных культур, перевезли 570 тысяч пассажиров. Только за 9 месяцев получено 875 тысяч рублей сверхплановой прибыли, это по- зволило уже в октябре рапортовать о завершении заданий 3-х лет пятилетки. Весомый вклад в общий успех гвардейцев воздушных трасс внесли коллективы летного отряда, авиационо- технической базы, бригады авиатехников В.Ф. Есина, Н.Д.Ефимова и других. Обгоняя время,совершают сверхплановые рейсы лидеры соревнований экипажи Ан -24, где командирами Л. А.Шалагуров, М.М .Ашин, пилоты Ан-2 В.П. Рогов, Э.С. Сунгурдян, пилоты вертолетов В.Г.Коломиец, А.Н.Черкасов, В.И.Лепишев и другие. Ударная вахта продолжается. Ставро- польские авиаторы достойно встречают 61 годовщину Великого Октября, полны стремления до конца года дополнительно перевезти 44 тысячи пассажиров, 50 тонн народнохозяйственных грузов», (автор И.И. Шляхтин). |
|
|
В этом же году удлиняется ИВПП, строится
грузовой склад. 19августа 1979г газета «Ставропольская правда» писала: «…в коллективе аэропорта развернулось соревнование под девизом « Работать без отстающих». В первую очередь надо назвать экипаж командира корабля Ан-24 Л.А.Шалагурова, экипаж В.Г.Дудина, пилотов В.Г.Савельева и Одегова Н.И. Добросовестно трудились авиатехники Ю.Г.Садчиков и ЛукъяновА.А. Пилоты сельскохозяйственной авиации за первое полугодие обработали с воздуха на 143тысячи гектаров больше, чем намечалось планом». В 1980 г была достроена часть рулежной дорожки для самолетов (закольцовка перрона и ИВПП) Санчасть оборудуется под физико-терапевтическое отделение со стоматологическим кабинетом. |
Приступили к строительству новых стоянок и рулежных дорожек для вертолетов. Аэропорт приобрел оборудование для хим. чистки и прачечной. Для посадочной системы ТЭСЛА-70 приобретены дизельные резервные источники энергоснабжения (время восстановления их в систему - не более 2 секунд) | |
|
|
Коллектив у входа в штаб летного отряда. |
|
1981 г -
Строится и вводится в эксплуатацию трубопровод длинной 8км, для
заправки керосином самолетов и вертолетов. Такое сооружение вводится
впервые на Северном Кавказе для транспортных подразделениях ГА. |
|
1986 год.
ОбъединенныйАвиаотряд |
Бандурко Б.П.
–начальник штаба Кудрявцев В.В. – начальник штаба Ковальчук В.Н.-замполит Васин -секретарь парткома Коложвари В.Я. –зам по ОЛР Щелканова М.С. – главный бухгалтер Гурбанов Э.Я.-зам по режиму. |
|
1992 год.
Ставропольская Акционерная Авиакомпания |
|
Герасимов
Ю.И.-Ген.директор(1992-1994г.г.) Фризен А.И.-начальник инспекции по БП
|
|
Выпускник ордена
Ленина Академии Гражданской Авиации. В предприятии прошел путь от
2го пилота Ан-2 до Президента СААК. Был секретарем комсомольской
организации и партийной организации 83 летного отряда. Имеет
допуски на всех типах самолетов, эксплуатируемых в предприятии. Грамотный методист и воспитатель. Новатор передовых методов производства. В условиях развала государства и его экономических устоев сумел сохранить жизнеспособность предприятия и личный состав. Под его руководством производственная деятельность СОАО набирала обороты. |
|
|
|
Приняв
командование авиапредприятием в1986 году с плановыми убытками
в1миллион 200тысяч рублей новая команда вывела предприятие в разряд
рентабельных. 1987 год. Прибыль составила 100 тысяч рублей. 1988 год. Прибыль составила 1 миллион 200 тыс. руб. 1989 год. Прибыль составила 2 миллиона рублей 1990 год. Прибыль составила 2,5 миллиона рублей 1991 год. Прибыль составила 2 миллиона рублей. Это период работы предприятия совпал со временем, когда в стране разрушалась структура управления государством и страну повсеместно охватили экономические реформы. В этих условиях командование сумело грамотно и правильно оценить перспективу развития Ставропольского предприятия, и вывести его на лидирующие позиции в отрасли. Учитывая значительный износ основных средств (более 80%) было принято решение, с учетом новых реалий жизни, искать новые рынки услуг. В мае 1992 года на базе Ставропольского объединенного авиаотряда была зарегистрирована Ставропольская акционерная авиационная авиакомпания. Уже в марте 1993года аэропорт Ставрополь Постановлением Правительства РФ получил статус международного аэропорта. Аэропорт Ставрополь и летные экипажи активно приступили к выполнению международных полетов. Авиакомпания получила международные коды ИКАО и ИАТА. Во многих странах Африки и Азии начали работать воздушные суда и экипажи авиакомпании. За этот период ставропольские экипажи освоили полеты на вертолетах Ми-8 всех модификаций самолетах Ан-26, Ту-154, Ту-134, Як-42 |
|
Экономический спад, дефолт, резкое падение спроса на услуги авиакомпаний привели к экономическим проблемам и в Ставропольской авиакомпании. | |
|
|
Анализ
экономической деятельности во второй половине 80-х годов показал
экономическую не целесообразность эксплуатации самолетов Як-40 на
пассажирских перевозках. |
|
|
С1993 года авиакомпания осваивает международные маршруты. Полным ходом идет подготовка летного, инженерно технического и диспетчерского состава к выполнению полетов в международной сети гражданской авиации. Аэропорт стал принимать эпизодически суда иностранных авиакомпаний. Авиакомпанией были получены международные коды ИКАО «SVL» и код ИАТА «8С».В 1995 г. авиакомпания по оценке экспертов (журнал «Эксперт») занимала 36 место среди авиаперевозчиков России. Летный и инженерный составы авиакомпании освоилиТу-154, Ту-134, Як-42, вертолеты Ми-8 всех модификаций. Авиационно-технический комплекс обеспечивал работу не только на внутреннем рынке авиа услуг, но и работу авиатехники за рубежом. До 80 специалистов летного и технического состава постоянно работали в странах Азии и Африки. |
|
|
Встреча нового командира Ан-24. КВС Логачев Н.В. и командир СОАО Русских Г.С. |
Ген. директор СААК Русских Г.С. у экипажа КВС Чеботарева Ю.Г (Гана) |
Этот период жизни предприятия является периодом его интенсивной деятельности как на внутреннем, так международном рынке авиа услуг.. |
|
ПРЕДПРИЯТИЕ В ПЕРИОД 1997 - 2011 годы |
1999год. Фазлеев Р.М. –директор Маркин П.Н. – нач. штаба Бека И.Г. – зам. директора по ИАС Мещереков А.В. – зам. директора по НС Синельников – нач. САБ Соловьева Л.П. – главный бухгалтер Баранова Н.В. – ведущий экономист |
2008 |
Структура Ставропольского предприятия в
этот период представляла собой производство, в штат которого не
входили летные подразделения. Форма управления и структуры
проходили реконструкцию, не
предусматривающую деятельности авиакомпаний и всех других летных
подразделений в едином целом с деятельностью аэропорта. Аэропорт становился самостоятельным предприятием. Инициаторов создать авиакомпанию с базированием на территории Ставропольского аэропорта пока нет. Время покажет, но это уже будет уже новым направлением в истории развития Ставропольского аэропорта. В период с 1997 года предприятием руководили: Фазлеев Р.М., Апальков Н.А., Ненашев В.Ю. |
Апальков Н.А. директор Филиала ФГУАП «Кавминводыавиа» 2008-2011 |
Фазлеев Р.М. директор Филиала ФГУАП «Кавминводыавиа» 1999-2008 |
Ненашев В.Ю. Ген. директор ГУП СК «Международный аэропорт Ставрополь». 2011 |
2011. ГУП СК
«Международный аэропорт Ставрополь». |
||