ГОДЫ
ВОЙНЫ
|
1941 – 1945
г.г.
Участие авиаотряда в Великой Отечественной войне.
С первых дней Великой Отечественной войны весь личный состав и парк
самолетов Ставропольского авиаотряда были мобилизованы на фронт.
Гражданские летчики и инженерно –технический состав стали боевыми
единицами Военно – воздушных сил Красной армии.
Военно-воздушные силы нашей страны с честью выполнили свой долг
перед Родиной. Советские летчики проявляли массовый героизм.
Особенно трудными оказались первые дни войны, когда был нанесен
большой урон нашей авиации на аэродромах. Врагу удалось завоевать
господство в воздухе. Однако ему не удалось достичь главной цели —
сломить высокий моральный дух советских летчиков, их непоколебимую
стойкость, стремление выполнить боевую задачу любой ценой. Летчики
нашего авиаотряда в Великой Отечественной войне проявили себя, как
герои, хотя, по их мнению, труд во время войны был скромным.
Гитлеровцы называли По-2 ночным фельдфебелем. Эти самолеты постоянно
висели над окопами. Как потом признавались пленные немцы, от них
некуда было деться.
Во время войны выполнялись особые задачи:
- Полеты на разведку фронтовой обстановки и погоды,
- Полеты для управления и связи,
- Полеты к партизанам для доставки боеприпасов, продовольствия,
вывоза раненых.
- Полеты для обеспечения деятельности фронтовой авиации ВВС,в
которых подбирались площадки и ВПП,
- Ночные полеты в фронтовую зону для бомбометания,
- Полеты по уничтожению вражеских точек на высочайшей вершине
Северного Кавказа Эльбрусе.
- Полеты по особым заданиям Командования и Правительства
- Полеты по санзаданиям для доставки медикаментов, консервированной
крови, мед персонала и другого.
Самолеты подвергались обстрелам из всех видов оружия противника.
Пилоты бесстрашно сажали самолеты У-2 в горах Кавказа и Крыма на
крохотные площадки, длинною чуть больше 100 метров.
Фашистские армии стремительно продвигались на восток.
В августе 1942 года немецкие войска рвались к нефтяным
месторождениям на Кавказе. Они усиленно расчищали себе дорогу в
Закавказье.
Командованием было принято решение исправные самолеты перебазировать
на Восток, а неисправные сжечь. Неисправные самолеты сожгли в
Пятигорске. Технический состав и авиаимущество отправили в Баку по
железной дороге.
В боях наши летчики проявляли чудеса мужества и стойкости.
Подвиг летчиков — это не только показатель высоких морально-
психологических качеств, а стремление уничтожить врага в любых
условиях.
За высокое боевое мастерство, проявленное при выполнении боевых
заданий по разгрому немецко-фашистских захватчиков более 60
процентов авиационных частей и соединений были награждены орденами
СССР, 228 авиационных соединений, частей и подразделений фронтовой и
дальней авиации преобразованы в гвардейские, 708 получили почетные
наименования. 319 раз в приказах Верховного Главнокомандующего
отмечались наиболее отличившиеся в боях авиационные соединения и
части.
Правительство и Комитет Обороны высоко оценил героический труд
ставропольских летчиков во времена ВОВ:
•Героем Советского Союза и Героем Народной республики Югославия стал
наш летчик Калинкин Борис Тихонович. Это высокое звание ему
присуждено за мужество и отвагу при вывозе из окружения Верховного
штаба Народно – Освободительной армии Югославии на самолете Ли-2 во главе с маршалом
Иосифом Броз Тито.
•Осенью 1942 года на По -2, Калинкин Б.Т. ежедневно выполнял по 8- 10
боевых вылетов на перевалы Кавказа, доставляя защитникам боеприпасы,
продовольствие, а для вьючных животных тюки сена, забирая раненых
бойцов и командиров.
|
•За 4 месяца напряженной
работы в сложных условиях горной местности летчики его полка
доставили войскам, защищавшим Кавказ 3265 тон различных военных
грузов, вывезли 3905 раненых. А в октябре его однополчане лейтенанты
Булгаков В.И. и Бычков В.Г., подвесив к самолету У-2 по 4 бомбы по
50 кг., вылетели на разведку и охоту к ЖД перегону Георгиевск –
Солдатское. Удачно отбомбившись, неожиданно попали под шквал
зенитного огня. В зареве пожара они заметили вражеский аэродром и
темные силуэты мессершмитов.
Об этом
аэродроме было доложено на командный пункт. На рассвете 2 октября 7
звеньев из 21 самолета полностью разгромили аэродром и уничтожили 24
истребителя («Ставропольская
Правда» от
19.01.73. Автор Тарасенко Е.)
•Пилот Клопкова-Яковлева,
воевавшая в 46 Гвардейском Таманском полку в составе 4 Воздушной
армии награждена многими орденами и медалями Она совершила 648
боевых вылетов (прим. автора: книга«Четвертая воздушная» К.А.
Вершинин.,
стр. 319). После войны она летала в СОАО на самолете ПО-2, работала
диспетчером.
Муж ее Яковлев Алексей Гаврилович в СОАО работал авиатехником по
спецоборудованию самолетов. Стаж авиатора 40 лет. Боевой путь
авиатора: Ростов, Грозный, Сталинград, Крым, Одесса, Румыния,
Болгария, Югославия, Венгрия, Австрия. Награжден во время войны «За
оборону Кавказа», «За боевые заслуги», а после войны орденами
«Октябрьской Революции», «Знак Почета» и Ленинской юбилейной
медалью. Ее заслуги в работе отмечены знаком «Отличник Аэрофлота».
•Командир эскадрильи Ил-2 Попов И.Н, которого фашисты называли
«Черная смерть», наводил на них страх под Киевом, Варшавой, Познанью
и Берлином. Два самолета Ме - 109 и Фр – 190 нашли свою смерть под
точным огнем советского асса.
•Остапов Анатолий
Александрович громил врага на пикирующем бомбардировщике Пе- 2,
совершив 128 боевых вылетов. Был штурманом дивизии авиации дальнего
действия. Громил врага под Ленинградом и в
Прибалтике(«Ставропольская Правда» от 21.06.1980 г.)
•Наш техник Шатерников А.П. защищал страну на Малой Земле в 83
морской бригаде. |
Чермисов А.З с женой Тамарой
Сергеевной |
|
Герой Советского Союза Калинкин Б.Т. |
|
•Авиатехник Ил -2 Анисимов Т.И. воевал на Курской Дуге, под
Харьковом, в Чехословакии, Австрии, Румынии, Югоставии, Болгарии,
Венгрии. Стаж работы в СОАО с 1939 года, бригадир отдела Главного
механика АТБ.
•Старший инженер Облогин Г.Л. удостоен двумя орденами Красной Звезды
и Отечественной Войны, а так же 17 медалями.
•Подполковник Рындин В.И. награжден боевыми орденами и медалями.
Летал к белорусским партизанам. Воспитал трех сыновей, двое из
которых работали в предприятии. Олег был командиром АЭ. Валентин -
командиром Як-40 и Ан -24.
•Чеботарев Г.Е. был техником санитарного По-2, на котором вывезли
тысячи раненых бойцов и командиров.
•Дежников Юрий Васильевич участник ВОВ с 14 лет. Имеет так же
правительственные награды за разминирование Ставрополя, Сталинграда
и районов Северного Кавказа. Он заслуженный ветеран нашего
авиапредприятия.
•В памяти работников Ставропольского ОАО наш пилот Черемисов
Александр Захарович. Это он повел звено
самолетов Тб - 3 в район Ялты и ценою своей жизни уничтожил флотилию
немецких торпедных катеров летом 1942
года. Его жена работала в нашем
предприятии секретарем - машинисткой, начальником смены ОП до
заслуженной пенсии, а их сын трудился много лет в нашей авиационно –
технической базе.
Наши экипажи на Б-6 при подходе немцев к Пятигорску бомбили Эльбрус,
где немцы создали радиопункт метеонаблюдения, и повторно бомбили
вспомогательный пункт на
самолете Р-5 (экипаж которого погиб). В 1986 г. был найден двигатель
самолета на склоне Эльбруса.
21 января 1943 года советские войска освободили от немцев краевой
центр, что дало возможность Азербайджанскому Управлению ГВФ
расположить в Ставрополе звено из пяти самолетов У-2, одного ПР-5 и
двух Р-5. В конце 1946 года 15 самолетов прибыли с фронтов.
Много приходилось начинать с нуля, но это было безудержное
стремление сохранить и возродить гражданскую авиацию в
крае и в России.
|
РАБОТНИКИ СОАО - УЧАСТНИКИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941- 1945
г.г.
|
Андреев
Анисимов Тимофей Иванович
Артеменко
Асилов Борис Рубенович
Астапов Анатолий Александрович
Белогорцев ,Бычков Владимир Георгиевич
Белянский Михаил
Блюмер
Бородин Андрей Яковлевич
Борушков Афанасий Фомич
Бродников Николай
Булгаков Владимир Иванович
Булгакова
Бусыгин Евгений Семенович
Бычкова Тамара Ивановна
Васильев Павел Алексеевич
Воловодов Иван Александрович
Ворошилов Василий Михайлович
Глазов Иван
Глазьев
Гордейчик
Горюнков Дмитрий Евграфович
Горяйнов
Григорьев Иван Михайлович
Грищенко Алексей Кондратьевич
Гуркевич Петр Фридрихович
Гуртовой
Я ков Михайлович
Даглдиев Ашот
Денисович
Дерезин Аким
Дорофеев Владимир Ефремович
Дробышев Александр Алексеевич
Дурнев Александр Яковлевич
Жвикевич Константин Герасимович
Журба
Зайцев Иван Тихонович
Зубенко
Иванелло Михаил Иванович
Иванищев Василий Иванович
Иванов Тимофей Лаврентьевич
Иванов Юрий Яковлевич
Ильченко
Ионов
Конопленко П. Х.
Калинин Валентин Михайлович
Калинкин Борис
Капралов Сергей Сидорович
КатункинВ. Я.
Кизулев
Георгий Денисович
Кинжебало Николай Иванович
Кленин Петр Андреевич
Ковтюх Николай Андреевич
Колегов Петр Андреевич
Кондратьев
Кононенко
Иван Матвеевич
Косов
Костицын Сергей Григорьевич
Куденко Алексей Яковлевич
Курепин
Кутепов Михаил
Кутовой Яков
Кутузов
Лазарев Иван Борисович |
Лебедев А К
Леонов Валентин
Лехов
Лешенко Петр Емельянович
Литвинов А И
Литинский
Литовальцев Александр Антонович
Лобжанидзе Рустем
Лукьянов Андрей Афанасьевич
Майоров Виктор Васильеви
Митрошкин Александр Львович
Михеев Владимир Леонидович
Монастырский Павел Павлович
Мухамедзянов Габдулахат Хусаинович,
МыльниковаАграфена Николаевна
Николай Михайлович
Новожилов.Александр Тимофеевич
Нога
Огарков Николай Алексеевич
Онищук Петр Семенович
Остапов Анатолий Алексанрович
Павлов И Т ,
Пашкевич Мария Семеновна
Пашутов Виктор Архипович
Перепелов Евгений Николаевич
Пивоваров
Погодин Виктор Ефимович
Подзоров Николай Андреевич
Попов Игорь Николаевич
Пронина Зинаида Петровна
Рапшинский Алексей Михайлович
Романовский Андрей Назарович
Рыжов Иван Иринархович
Рындин Валентин Иванович
Савичев Иван Нилович
Серков Алексей Сидорович
Сумской Иван Яковлевич
Сухов Иван Михайлович
Сычков Владимир
Тарасенко
Теплюк
Иван Мусеевич
Терещенко Анатолий
Типашков Михаил Федорович
Титаренко Сергей
Ткаченко Александр Антонович
Ткаченко Николай
Трофимов Николай Родионович
Украинец
Федоренко Захар Михайлович
Фомин Николай Иванович
Ходалев Алексей Иванович
Хорошильцев Иван Васильевич
Царевский Виктор Исаевич
Чеботарев Георгий Ефимович,
Черемисов Александр Алексеевич
Чукасов Виктор Степанович
Чурилов Семен
Шарлать
Шатерников Алексей Петрович
Шеломов
Шмелев
Щербак Иван Карпович
Яковлев Александр Гаврилович |
ФОТОГРАФИИ УЧАСТНИКОВ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ |
|
летчик-истребитель Пашутов В.А.
(первый слева) с боевыми товарищами и его самолет «Аэрокобра» |
|
|
|
|
|
Асилов Б.Р. |
Гуркевич П.Ф. |
Тютерива Л. |
|
|
Боевые товарищи Иванищева В.И.
(первый слева) |
командир отряда Булгаков В.И. |
|
|
|
|
|
Участик ВОВ Иванелло М.И. |
Огарков
|
Участик ВОВ Горюнков Д.Е. |
|
|
Ветераны отряда : Ворошилов В.М.,
Гуркевич П.Ф. |
Пилот По-2 Алюшин Л.Н. |
|
|
|
Участник ВОВ, КВС Ан-2
Хамренко Ф |
Лебедев А.И. |
Участник ВОВ, КВС Ан-2
Пашутов В.А. |
|
|
Участник ВОВ КВС Ан-2
Зубенко Ф. |
У Рейхстага 3 июня 1945 г. |
|
|
|
|
|
|