ОРЛИНОЕ ПЛЕМЯ СТАВРОПОЛЬЯ
Часть 2 (продолжение)



ЛЕТНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Одними из самых многочисленных структур по численности в Ставропольском предприятии были

летные отряды. В этих подразделениях были сосредоточены специалисты, которым приходилось выполнять самую важную и ответственную работу по перевозке пассажиров, грузов, обслуживанию отраслей народного хозяйства, обеспечивая при этом не только безопасность, но и необходимое качество. Подготовкой этих специалистов занимались опытные командиры и инструктора. У летного состава воспитывались необходимые профессиональные навыки, и умение концентрировать в себе силу, выдержку и правильный расчет своих сил и возможностей


83 летный отряд
 

К 1952 году в Гражданской авиации СССР появилось огромное количество летных подразделений. Для упрощения контроля за их деятельностью летным подразделениям присваивались номера. Так в 1952 году летному отряду, базирующему в г. Ставрополе, был присвоен номер 83, и он стал официально именоваться 83 летный отряд Северо - Кавказского Управления ГВФ.. Основными задачами этого летного подразделения было выполнение полетов по применению авиации в народном хозяйстве, а так же по перевозке пассажиров и грузов на воздушных судах. Первым командиром 83 летного отряда был Брындин Антолий Фролович, прекрасный летчик-методист, воспитавший десятки КВС, перенявших его летное мастерство. На эксплуатации в это время в летном отряде были самолеты По-2, Р-5, Щ-2. Позднее пилоты 83 летного отряда освоили полеты на воздушных судах Ан-2, Як-12, Ми-1, Ми-4, Ка-15, Ка-18, Ка-26, Ан-24, Як-40.
В разные годы летным отрядом руководили командиры: Брындин А.Ф., Чугаев В.В., Пивкин В.Н., Мухамедзянов Г. Х., Щербаков Ю.С., Козыренко В.Г., Михайлов В.М., Брага А.А.

Заместителями по ОЛР были: Иванищев В.И., Романовский А.Н. Мельшин В.И., Орапко Г.Т., Намм Э.М., Крюков Ю.В., Русских Г.С.        Структурно летный отряд состоял из четырех авиаэскадрилий, штурманской службы и штаба  .Первая, вторая и четвертая летали на самолетах Ан -2. третья АЭ эксплуатировала вертолетную технику. Освоение новых самолетов  всегда начинала первая АЭ.   
В период 1973-1976 годы 1 АЭ эксплуатировались самолёты Ан-24 (а с 1975 года ещё и Як-40). Командирами этой АЭ в разное время были Мазников Н.В., Носков Б.Д., Рындин О.В., Виноградский А.А., Чернявский Е.А. Русских Г.С., Дегтярев В.Е. Заместители Завгороднев В.В., Банщиков С.А., Шалагуров А.Л.

2 АЭ самолётов Ан-2 была смешанной «транспортно-химической», то есть она прикрывала МВЛ и работала на АХР. Командирами АЭ в разное время были Мухамедзянов Г.Х., Гнездилов А.А., Джанибеков О.Я. Заместители Завгороднев В.В., Соломонов Р.С.

4 АЭ самолётов Ан-2 занималась только АХР. Её командирами были Мельшин В.И, Ревенко Н.Т., заместитель Гуркевич П.Ф., штурман АЭ Маркин П.И.

3 АЭ вертолётов Ка-26 выполняла работы по обслуживанию народного хозяйства в самых разных областях. Работали на газовиков, нефтяников, электриков, санавиацию, ГАИ, рыб- и охотинспекцию, геофизиков, учёных и др. Одну треть общего объёма работ составляли авиахимработы. Командирами АЭ в разное время были Верёвкин А.И., Майоров Г.Д. Заместители Катилевский А.И., Верёвкин А.И., штурман АЭ Ковальчук В.Н.

В судьбах большинства пилотов отряда эскадрильи Ан-2 были базовыми. Именно сюда приходили молодые пилоты, закончившие лётные училища. И лишь получив достаточный лётный опыт, пилоты переучивались на новую, более сложную технику, самолёты Ан-24, Як-40 и вертолёты Ка-26. Как в транспортной, так и в вертолётной АЭ проводилась большая работа по переучиванию и вводу в строй переученного лётного состава. В период 1974-1975 годов было переучено и введено в строй 15 КВС вертолетов Ка-26.Далее на этом типе ВС, ежегодно вводилось от 5 до 10 КВС. Большую работу по вводу в строй КВС Ка-26 провел пилот – инструктор 9 АУТО Борисов В.И. с участием командно-инструкторского состава вертолетной эскадрильи Катилевского А.И., Веревкина А.И., Майорова Г.Д.

В 1976 году на базе входящих в отряд эскадрилий ПАНХ был образован 386 ЛО, ставший самостоятельной единицей. 83 летный отряд перешел полностью на выполнение транспортных полетов, передав в 386 летный отряд всю работу по применению авиации в народном хозяйстве и на МВЛ. Была создана эскадрилья самолётов Як-40 и, таким образом, теперь 83 ЛО состоял из двух АЭ. Командиром 2 АЭ самолётов Як-40 был назначен Федулов Е.А. Заместитель Банщиков


Командиры 83-го летного отряда

Брындин А.Ф., Мухамедзянов Г.Х., Пивкин В.Н., Щербаков Ю.С.,
Козыренко В Г.,  Михайлов В.М., Брага А.А.

     


Командно- инструкторский  состав 83 летного отряда:

ЗКЛО Орапко Г.Т.

ЗКЛО Намм Э.М.

ЗКЛО Крюков Ю.В.

ЗКЛО Русских Г.С.
ЗКЛО Мельшин В.И

ЗКЛО Чугаев В.В.

ЗПВР Пьянов А.В.

НШ Астапов А.А.

НШ Орапко Г.Т.

НШ Носков Б.Д.

СШЛО Донникян А.Р.

СШЛО Мамонов П.И.

СШЛО Иванников И.Ф

СШЛО Егоров А.К.

СШЛО Колесников В.

СШЛО Гевличев А.Г.

КАЭ Мазников Н.В.

КАЭ Носков Б.Д.
КАЭ Рындин О.В.
 

 

КАЭ Виноградский А.А.

КАЭ Чернявский Е.А.

КАЭ Дегтярёв Е.В.
КАЭ  Крюков Ю.В.
КАЭ Русских Г.С.

КАЭ Гнездилов А.А.

КАЭ Джанибеков О.Е.

КАЭ Ревенко Н.Т.

КАЭ Верёвкин А.И

КАЭ Майоров Г.Д.

ЗКАЭ Завгороднев В.В.

ЗКАЭ Банщиков С.А.

ЗКАЭ Шалагуров А.Л.

ЗКАЭ Соломонов Р.С.

ЗКАЭ Гуркевич П.Ф.

ЗКАЭ Катилевский А.И.
ЗКАЭ Безгодко Ю.С.
КЗ Бакулин Р.

КЗ Дегтярев И.

КЗ Дегтярев В.
КЗ Башкатов А.

КЗ Михайлов Ю.

КЗ Хрущёв В.А.

КЗ Сергеев Г.А.

КЗ Зинченко М.Е.

КЗ Проников Н.А.

КЗ Лепшаков М.Х.

КЗ Слюсарев И.Е.

КЗ Орапко А.Г.

КЗ Бондаренко Г.И.

КЗ Дубянский Н.И.

ШтАЭ Ковальчук В.Н.

ПИ  Лящук В.М.

ПИ Переверзев А.Н.

ПИ Чурилов В.П.

ПИ Иванов В.В.

СБМ Дорожкин Н.И.

СБМ Дербенёв Ю.П.

БМИ Францев В.И.

 

Намм Э.М.

зам командира по ОЛР

Астапов А.А.

начальник штаба

Носков Б.Д.

начальник штаба

Чугаев В.В

зам командира по ОЛР

Мазников Н.В.

Командир АЭ

Рындин В.В.

Командир АЭ

Федулов Е.А.

Командир АЭ

Чернявский Е.А.

Командир АЭ

Шалагуров А.А.

Командир АЭ

Виноградский А.А.

Командир АЭ

Банщиков С.А.

Зам. ком. АЭ

Завгороднев В.В.

Зам. ком. АЭ

Лящук В.М.

Пилот - инструктор

Гурский В.З.

Пилот - инструктор

Переверзев А.Н.

Пилот - инструктор

Чурилов В.П.

Пилот - инструктор

Егоров А.К.

ст. штурман ЛО

Гевличев А.Г .

ст. штурман ЛО

Донникян А.Р.

ст. штурман ЛО

Пьянов А.В

Зам. командира ЛО по ПВР

Дорожкин Н.И.

Старший  б/механик

Дербенев Ю.П.

Старший  б/механик

Францев  В.И.

б/механик - инструктор

Кудрявцев В.В.

Инженер ЛО

Ревенко Н.Т.

Командир АЭ

Гуркевич П.Ф.
Зам. Командир АЭ

Соломонов Р.С.

Командир АЭ

Веревкин А.И

Командир АЭ

Джанибеков О.Е.

Командир АЭ

Катилевский А.И.

Зам. ком. АЭ

Зинченко

Ком звена

Михайлов Ю.М.

Ком звена

Попов В.А.

Пилот - инструктор

Командир АЭ

Майоров Г.Д.

Бакулин Р.

Ком. звена

Зам. Командир АЭ

Безгодко Ю.С.

       

 

386 летный отряд

В 1976 году было принято решение об отделении авиации ПАНХ от транспортного подразделения. С этой целью был создан и зарегистрирован в Северо – Кавказском управлении ГА 386 летный отряд ПАНХ.

Первым командиром 386 летного отряда был назначен недавний выпускник Академии Гражданской Авиации Крюков Юрий Васильевич. Заместителем по ОЛР назначили Фатьянова В.В. Однако, уже в следующем году Крюков Ю.В. вернулся в 83 ЛО, а на должность КЛО был назначен Фатьянов Виктор Васильевич. Его бессменным заместителем стал Майоров Геннадий Дмитриевич.

Структурно отряд поначалу состоял из штаба, отдела ПАНХ, штурманской службы, эскадрильи Ан-2, созданной путём слияния бывших 2-й и 3-й АЭ 83 ЛО и эскадрильи вертолётов Ка-26. Первым и единственным за всю историю 386 ЛО начальником штаба был Семиряжко Яков Никифорович. Отделом ПАНХ в этот период руководил Астанков А.Н., сменивший на этом посту ушедшего на партийную работу Пьянова А.В. На должность старшего штурмана ЛО назначен Ковальчук Виктор Никитович.

1АЭ самолётов Ан-2 вначале работала под командованием Ревенко Н.Т. (заместитель Воронкин Э.И., пом. ком АЭ Немудрый …, ПИ Соломонов Р.С.). Но уже через год Ревенко Н.Т. ушёл на пенсию и эскадрилью возглавил Воронкин Э.И.

2АЭ вертолётов Ка-26 также недолго работала под командованием Майорова Г.Д. Как только он ушёл на должность ЗКЛО, эскадрилью возглавил Дубянский Н.И. (заместитель Бондаренко Г.И., пом. ком АЭ Иванников И.Ф., ПИ Иванов В.В.). Позднее, после ухода на пенсию Дубянского Н.И., эскадрильей руководил Проников Н.А. (заместитель Факов В.И., пом ком АЭ Иванников И.Ф., ПИ Захаров В.В.). В АЭ была продолжена работа по переучиванию и вводу в строй КВС Ка-26. Только в 1977 году было введено в строй 12 КВС. В последующем ежегодно переучивалось и вводилось в строй от 2 до 10 КВС. Переучиванием занимался не только пилот-инструктор 9 АУТО Борисов, но и временно назначаемые (на период переучивания) пилоты-инструктора 9 АУТО Катилевский А.И., Захаров В.В., а позднее и Пичко В.Г.

Уже в конце 1977 года, 386 ЛО в полном составе был передан в Пятигорский ОАО. Однако пробыл там недолго и, после катастрофы Ан-2 под управлением КВС Умнова (в 1978), так же в полном составе был передан обратно в Ставропольский ОАО.

На втором этапе, в 1982 году, при переходе на безэскадрильную систему, структура ЛО несколько видоизменилась. Было создано инструкторское звено (ком инстр. звена Слюсарев И.Е.), а две эскадрильи были расформированы на двенадцать звеньев. Для тренировок экипажей к полетам в сложных метеоусловиях на самолетах Ан-2 из 83 летного отряда были приглашены опытные пилоты-инструктора Слюсарев И.Е., Хрущев В.А., Коложвари В.Я., Лепшаков М.Х., имеющие большой опыт работы в условиях предельного минимума погоды. С их участием летчики Ан-2 реально учились действиям при попадании в туман и другие сложные условия днем и ночью. Что же касается командиров звеньев, то им вменялась в обязанность постоянно находиться со своими экипажами на опер. точках, помогать им в организации работ и незамедлительно разрешать на месте все вопросы практически любого характера, которые могли бы возникнуть у их экипажей.

Это был эксперимент, об итогах которого до сих пор не утихают споры. С одной стороны, действительно удалось улучшить контроль за деятельностью экипажей на опер. точках, поднять значимость звеньев как коллективов и, соответственно, повысить дух соц. соревнования. Это было видно, и от этого была отдача. Но были и недостатки. На двенадцать звеньев приходилось четыре пилота-инструктора, сведённых в инструкторское звено, то есть на каждого пилота-инструктора приходилось по три авиазвена. Вскоре командование стало спрашивать с пилотов-инструкторов за состояние дел в «их» звеньях, между делом называя их «миникомэсками». И это при том, что официально статус пилотов-инструкторов оставался прежним.

Возникшее противоречие привело в конце концов к возврату в 1985 году к эскадрильной системе. И это можно назвать третьим этапом развития 386 ЛО. Было ликвидировано инструкторское звено. В результате реорганизационных действий на третьем этапе почти сто процентов командно-инструкторского состава поменяли свои должности.

Командиром лётного отряда на третьем этапе был назначен Коложвари Вячеслав Янович, а его заместителем по ОЛР Захаров Владимир Владимирович.

Командиром 1АЭ самолётов Ан-2 стал Кононов Николай Тимофеевич. Заместитель Кундрюцков Виктор Владимирович. Командиром 2АЭ вертолётов Ка-26 назначен Факов Владимир Илларионович. Заместитель Корнеев Александр Алексеевич.

После ухода на пенсию Кононова Н.Т. и Факова В.И. эскадрильями руководили соответственно Кундрюцков В.В (заместитель Поперёков А.) и Корнеев А.А. (заместитель сначала Сидоров А.Б., затем Глазунов В.Ф.). Лётный состав отряда пополняется молодыми пилотами, прибывающими из лётных училищ, и вскоре возникает необходимость создания нового подразделения. Создаётся ещё одна эскадрилья Ан-2, командиром которой назначается Хрущёв Владимир Алексеевич. Заместитель Карягин Виктор … Организованной АЭ присваивается номер два, а вертолётная АЭ отныне именуется 3АЭ.

Штурманской службой на третьем этапе руководил Папшев Вячеслав Михайлович, сменивший на этом посту ушедшего на партийную работу Ковальчук В.Н.

 

Командиры 386-го летного отряда
 

                       Крюков Юрий Васильевич.                  1976 - 1977

                       Фатьянов Виктор Васильевич.             1977 – 1985

                       Коложвари Вячеслав Янович.              1985 - 1988

 

Крюков Ю.В.

Фатьянов В.В.

Коложвари В.Я.

 



Командно- инструкторский  состав 386 летного отряда:

 

ЗКЛО Майоров Г.Д.

ЗКЛО Захаров В.В.

ЗПВР Клыгин И.А.

ЗПВР Пресс В.Л.

ЗПВР Маркин П.И.

НШ Семиряжко Я.Н.
К-р АЭ Ревенко Н.Т.

К-р АЭ Воронкин Э.И.

К-р АЭ Кононов Н.Т.

К-р АЭ Кундрюцков В.В.

К-р АЭ Хрущёв В.А.

К-р АЭ Проников Н.А.

К-р АЭ Факов В.И.

К-р АЭ Корнеев А.А

ЗКАЭ Верёвкин А.И.

ЗКАЭ Бондаренко Г.И.

      ЗКАЭ Сидоров А.Б.

      ЗКАЭ Глазунов В.Ф.

      ЗКАЭ Лепшаков М.Х.

      ЗКАЭ Чернухин В.А.

      ЗКАЭ Карягин В.

      ЗКАЭ Поперёков А.

      СШЛО Ковальчук В.Н.

      СШЛО Папшев В.М.

      ШЛО Резников А.Г.

      ШАЭ Башкиров

      ШАЭ Мамовлинский

      ШАЭ Васин В.М.
      Ст. ПИ Слюсарев И.Е.

      ПИ Соломонов Р.С.

      ПИ Гамов К.М.

      ПИ Иванов В.В.

      КЗ Сергеев Г.

КЗ Орапко А.Г.
КЗ Башкатов

КЗ Будаев Н.Т.

КЗ Сунгурдян Э.

КЗ Михайлов  Ю.М.

КЗ Рогов В.

КЗ Токарь А.
КЗ Козлов А.П.

КЗ Засоба Н.С.

КЗ Деркач В.П.

КЗ Черкасов А.Н.

КЗ Гавриловский В.И.

КЗ Арисов

КЗ Широкий И.

КЗ Губанов

КЗ Лужков Б.Л.
КЗ Кочетков В

 

Семиряжко Я.Н.

Начальник штаба

Майоров Г.Д.

зам командира по ОЛР

Захаров В.В.

зам командира по ОЛР

Воронкин Э.И.

Командир АЭ

Слюсарев И.А.

Командир инструкторского звена

Ковальчук В.Н.

Ст. штурман ЛО

Резников А.

Ст. штурман ЛО

Хрущев В.А.

Командир А.Э.

Клыгин И.А.

Зам. командира по ПВР

Пресс В.Л.

Зам. командира по ПВР

Маркин П.И.

Зам. командира по ПВР

Пронников Н.А.

Командир АЭ

Ком. звена

Черкасов А.

Ком. звена

Сунгурдян Э.

Ком. звена

Чернухин В.

Инженер ЛО

Мещеряков А.Г.

Командир АЭ

Дубянский Н.

Ком. звена

Сергеев Г.А.

Ком. заена

Козлов А.П.

Ком. звена

Будаев Н.Т.

Ком. звена

Токарь А.

Зам. ком. АЭ

Сидоров А.Б.

Ком. звена Гавриловский В.И.

Ком. АЭ

Кононов Н.Т.

Командир АЭ

Факов В.И.

Ком. звена

Кочетков В.Д.

Ком. звена

Деркач В.П.

Штурман АЭ

Башкиров А.

 

 

 

 

 

 

ЛЕТНАЯ СЛУЖБА СААК

Работа летной службы в период перехода на новые экономические отношения заставила пересмотреть многие привычные формы в организации структуры. Начало перестройки в стране привело к резкому уменьшению объемов работ как в транспортном 83 летном отряде, так и в 386 летном отряде ПАНХ, в связи с чем в 1988 году было принято решение об объединении 2-х летных отрядов в единую летную службу.

На первый план вышли вопросы формирования доходов необходимых для элементарного выживания. Топливо необходимо, оказывается, покупать, зарплату необходимо выплачивать. Если транспортная работа в большей степени производилась по предоплате, то работы на АХР выполнялись под оплату урожаем (пшеницей, подсолнечником).  Для оптимизации и  координации работы  в состав летной службы вошли так же служба движения и служба бортпроводников.

Возглавил летную службу лётный директор Коложвари Вячеслав Янович. Его заместителем по ОЛР был назначен Брага А.А. Позднее, после перехода Брага А.А. на работу в УТО, его сменил на этой должности Фризен Александр Иванович. Одновременно в ЛО появилась новая должность заместителя КЛО по ОЛР ПАНХ, на которую был назначен Захаров Владимир Владимирович.

Эскадрилью Ан-24 и Як-40 возглавил Воронин В.А. (заместитель Малик В.Н.), эскадрилью Ан-2 возглавил Кундрюцков В.В. (заместитель Попереков А.В., нелетающий зам Хрущёв В.А.), эскадрилью вертолетов Ка-26 возглавил сначала Захаров В.В. (заместитель Корнеев А.А., нелетающий зам Майоров Г.Д., ПИ Сидоров А.Б.), а после его ухода на должность ЗКЛО командиром АЭ стал Корнеев А.А. (ЗКАЭ Пичко В.Г.)

При объединении двух лётных отрядов сократилось несколько должностей КИС (КЛО, ЗКЛО, ЗПВР, НШ, СШЛО). Кроме того, были упразднены должности командиров звеньев. В эскадрилье Ан-2 в состав каждого экипажа был введён пилот-инструктор. Это позволило, с одной стороны, решить вопрос регулярного контроля оперточек, а с другой «удлинило» рабочий день каждого экипажа, позволив увеличить суммарный объём выполненных работ. Этот период был достаточно тяжёлым для эскадрильи Ка-26, поскольку переход но «беззвеньевую» систему хотя и поднял экономические показатели АЭ, однако резко усложнил решение вопросов контроля оперточек, что не замедлило сказаться на безопасности полётов. Есть основания полагать, что авария КВС Дулькина на острове Тюлений в значительной степени стала следствием сложившегося положения с контролем удалённых оперточек.

При отсутствии командиров звеньев значительно возросла роль нелетающих заместителей командиров АЭ (Завгороднев В.В., Хрущёв В.А., Майоров Г.Д), а также помощников ком. АЭ (Гарин В.А., Сапета А.И., Ушакова Т.И., Ракитин В.А.).

Службой движения руководил Сапожников Д.И., а службой бортпроводников Лазарева В.Ю. (зам Крюкова Н.). Служба движения в составе летной службы находилась до начала 90х годов, затем перешла виде самостоятельного подразделения в единую систему управления воздушным движением.

1991 год. Командиром вертолётной АЭ становится Левхин А.Н. (ЗКАЭ Корнеев А.А., ПИ Ка-26 Пичко В.Г., ПИ Ми-8 Шаталов Д.И.)

1992 год. В связи с акционированием предприятия и созданием СААК лётный отряд преобразуется в лётный комплекс. Отныне КЛО именуется Лётный директор, а его замы, соответственно, заместителями ЛД.

1993 год. Командиром вертолётной АЭ становится Глухов А.Н. (ЗКАЭ Шаталов Д.И.).

1995 год. В составе лётного комплекса появляется эскадрилья Ту-154 / Ту-134.

Летная служба СААК просуществовала вплоть до полного прекращения деятельности авиакомпании СААК. За время существования летной службы ее летный состав освоил самолеты Ан-26, Ту-134, Ту-154, Як-42, вертолёты Ми-8 и Ми-8МТВ, а так же выполнение международных полетов. Безусловно, летной службе в истории Ставропольского предприятия отведено место лидера в организации и продвижении международных полетов  и интенсивных работ за рубежом

 

 
Лётные директора:
Коложвари Вячеслав Янович, Волков Борис Иванович, Паниклов Валерий Андреевич, Швецов Игорь Николаевич           
Коложвари В.Я. Волков Б.И. Паниклов В.А. Швецов И.Н.

 

Командно- инструкторский  состав лётной службы:

ЗЛД Брага А.А.

ЗЛД Фризен А.

ЗЛД Захаров В.В.

НШ Семиряжко Я.Н.

СШЛО Мягкий В.И.

СБМ  Жердев А.

КАЭ Воронин В.А.

КАЭ Гончаров В.В.

КАЭ Малик В.Н.

КАЭ Кундрюцков В.В.

КАЭ Корнеев А.А.

КАЭ Левхин А.Н.

КАЭ Глухов А.Н.

ЗКАЭ Храмов В.

ЗКАЭ Поперёков А.

ЗКАЭ Пичко В.Г.

ЗКАЭ Шаталов Д.И.

 

 

Захаров В.В.

Зам командира  по ОЛР

Фризен А.И.

Зам командира  по ОЛР

Кундрюцков В.В.

Командир АЭ

Попереков А.В.

Зам ком. АЭ

Воронин В.А.

Командир АЭ

Малик В.Н.

Командир АЭ

Глухов А. Н.

Командир АЭ

Пичко В.Г.

Зам ком. АЭ

Корнеев А.А.

Командир АЭ

Шаталов Д.И.

Пилот -инструктор

Мягкий В.И.

Ст. штурман ЛО

Гончаров В.В.

Командир АЭ

Жердев А.

Ст. б/ механик

Назарцев С.Д.

Командир АЭ

Папшев В.М.

Ст. штурман

Рыжий А.

пилот-инструктор

 
 
Hosted by uCoz